15 марта 1919 г. Уржумской ЧК был арестован крестьянин Петровской волости Курочкин Михаил Федорович, почти 17 лет работавший урядником. Полицейских тогда массово ловили и в лучшем случае отправляли в концлагеря, а в худшем... По подсчетам писателя М.Веллера, было уничтожено 70 тысяч полицейских! Вся их вина сводилась к тому, что прежде они честно выполняли свой долг. Как известно, в любой смуте бандиты всегда вешали первым делом служителей закона ...
В постановлении об аресте говорилось: "Курочкин во время службы полицейским отличался строгостью полицейского режима... Курочкин действительно служил урядником подряд с 1901 г. по день февральской революции и был приверженец и заступник царского режима".
Между тем, земляки Курочкина говорили другое. Из протокола общего собрания граждан деревни Круглые Поляны:
"Единогласно постановили: дать удостоверение гражданами нашего селения М.Ф.Курочкину в том, что он Курочкин со дня его прибытия с военной службы и до таковой ни в каких контрреволюционных действиях замечен не был, но напротив сочувственно относился к советской власти, старых николаевских выступлений за ним никогда не замечалось, при этом дополняем, что Курочкин человек бедный и честный, воспитанный в сиротстве и служил в полиции не ради чего-либо, а лишь бы обеспечить себя и свое семейство, каковое семейство у него в настоящее время 6 человек, а работал он 1 и являлся чистым пролетариатом, что и удостоверяем своими подписями".
Более того, однодеревенцы даже были согласны взять его "на поруки": "При сем мы берем его Курочкинана поруки, поручаемся за него всем селением и своим имуществом и нашим головам, что он никуда от нас не убежит и не поведет агитацию против власти советов и повторяем, что Курочкин во время пребывания белогвардейцев в нашей местности даже Курочкин не присоединился к ним и предупредил граждан нашего селения присоединяться к нему".
Жена Курочкина Евдокия Павловна ходила в ЧК ходатайствовать об освобождении своего мужа: "Не помню которого числа я пришла в комиссию чрезвычайную, находящуюся в Уржуме. Я обратилась к т.Климову и спросила его, когда же они моего мужа отпустят из тюрьмы. Тогда т.Климов ответил, что вашего мужа не отпустят из тюрьмы, т.к. он служил урядником и отпустят, когда война кончится и мой муж как приверженец старого строя, как урядник, при котором сидело много в тюрьме, и потому его не отпустят…"
Однако служители нового закона были непреклонны, и М.Ф.Курочкин был расстрелян.
ГАСПИ КО ф. Р-6799 оп.9 д.су-11399 т.2
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.