Жители посёлка Боровица что-то знают, слышали о 7 лагерном пункте (Межное), по рассказам старожилов. Седьмой это порядковый номер лагеря, начиная от станции Пинюг. Местное население так и называет эту территорию - Седьмое. Моим ровесникам этот пункт более известен тем, что там более 15 лет изготавливали кирпич для нужд местного лесопункта, начиная с 1950 года. Ходили туда за глиной для ремонта домашних печей, за ягодами и грибами. В школьные годы, летом, ходили кататься на вагонетке по рельсам, которые были проложены в сараях для сушки сырца, пока не прогонит сторож.
Для наглядности прилагаю фрагмент карты-схемы ж.д. Пинюг - Сыктывкар. Из схемы понятно расположение 7 пункта по отношению, к позднее возникшему, поселку Боровица, местечку Камешник на берегу реки Луза.
Когда, в 1936 году, прекратили строительство насыпи для ж/д Пинюг - Сыктывкар, там осталось много зданий (бараки строителей-заключенных, казармы охраны, клуб, санчасть, конюшни). Какие-то строения прохудились за десятилетие, а какие-то можно было использовать после ремонта. Вот эти здания и пригодились в начале строительства базы Папуловского мех. л/п и Папуловской УЖД для размещения там рабочих нового предприятия. Седьмой пункт в 1946 году стал первым мастерским участком Папуловского мехлесопункта. Там же, на седьмом, в 1949 году, в одном из бараков, который сохранился лучше других, после соответствующего ремонта, была открыта Каменская начальная школа. Здания, которые были построены в своё время заключенными в начале 30-х годов прошлого века, пригодились для нужд строящегося предприятия во второй половине 40-х годов.
А ведь через этот лагерный пункт прошла не одна тысяча заключенных. Неимоверно тяжелым был их труд на строительстве дороги и ужасные условия проживания. В этом лагерном пункте отбывал часть своего срока Ва́цлав Я́нович Дворже́цкий — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1991). Его сыновья, Владислав и Евгений, тоже были актерами театра и кино. В последствии он написал книгу своих воспоминаний об этом периоде своей жизни, о пребывании в лагерях ГУЛАГА, "Пути больших этапов: записки актера". При желании можно найти и прочитать целиком.
Судебной тройкой при коллегии ГПУ УССР 20 августа 1930 года за "активное участие в кружке "ГОЛ" ("группа освобождения личности")" по ст. 80, 54-6-10-11 УК УССР, с 1929 по 1937 год провел в лагерях на строительстве железной дороги Пинюг - Сыктывкар, Беломорско-Балтийского канала, Туломской гидроэлектростанции, рудниках острова Вайгач; Постановлением КОГПУ от 14.10.1932 срок сокращен на 2 года. В последствии реабилитирован.
Ниже несколько абзацев из книги Вацлава Яновича Дворжецкого "Пути больших этапов: записки актера". Его краткие воспоминания о прибытии и нахождении в лагерном пункте №7 Пинюгского участка железной дороги Пинюг - Сыктывкар:
"По сторонам колонны большие костры и конвой. Конвоя мало, всего человек двадцать. Ни одной собаки. Часть конвоя отдыхает, часть дежурит. Молодой начальник с ног сбился, охрип, мотается вдоль колонны туда и обратно. Не спит. Говорят, уже сегодня убежали двое. А идти еще двое суток! До седьмого рабпункта (лагпункта) Пинежского (Пинюгского) участка . Там идет строительство железной дороги Пинега (Пинюг) - Сыктывкар - очередной гигант индустриализации - 31-й год."
"Уже третью ночь не останавливались на ночлег, осталось до лагеря два часа идти. Шли четыре. Вот он, лагерь! Как мечта, как дом родной. Огни на зоне. Прожектор на проходной. Собаки лают. Бараков не видно в темноте, только столбы дыма на почему-то светлом небе. Опять будет передача «контингента» охране, баня, барак, поверка, каша... Дошли! Кончился ЭТАП!"
"1931 год. Лагерь большой. Много бараков, много печей - нужны дрова, много дров. Вокруг лес. Дремучий, непроходимый. Туда отправляли людей для заготовки дров. Нужно выбирать сухостой, разделывать на метровые бревна, складывать в штабеля, ветки сжигать на кострах. Далеко вокруг по лесу разбросаны штабеля дров. Заготовщики после работы привозили дрова в лагерь. Изредка посылали еще группы с дровнями — санями без лошадей. Человек тридцать, четверо саней и четыре конвоира, как правило. Километрах в десяти от лагеря находили штабеля, загружали сани, везли дрова в лагерь. Тащить груженые сани нелегко, для этого подбирали людей здоровых, сильных, молодых."
"Конец зимы 1931 года. 7-й рабпункт (лагпункт) Пинежского (Пинюгского) участка УСЛОНа ОГПУ. Это строительство железной дороги Пинега (Пинюг)- Сыктывкар. Концлагерь. Лес, зона, ограда из колючей проволоки, вышки-будки на ограде. Внутри десять бараков. В самой середине еще один барак, окруженный колючей оградой с двумя вышками, - это штрафной изолятор."
"В лагере - нормальные "работяги", з/к. В изоляторе - штрафники. Их немного - сотни три. Они не работают. Они ждут... Одни ждут "вышку" уже после решения "тройки", другие ждут "тройку" после неудачного побега. Разные тут - за убийство, за "разговоры", за "организацию", за отказ от работы, за сектантское неповиновение."
"Весна! Апрель 1931 года. Лес. Дикий, густой еловый лес. Тайбола - так называли этот лес. Это где-то между Кировской областью и Коми. Мало там людей."
"Лето 1931 года. По Пинежским (Пинюгским) участкам УСЛОНа собирают этап. Уже третий день как с работы сняли. Комплектуют в отдельном бараке. Всё больше молодежь здоровая, интеллигентные тоже, видать, есть (учителя, может, священники или артисты, кто их разберет? Все вроде одинаковые). Выдали всем новые телогрейки, штаны, белье, ботинки. Куда это собираются гнать? Хуже не будет, куда уж! Пайки раздали на пять дней. Народу много. Человек двести. Опять перекличка. Комендант передает конвою формуляры. Построились, вышли."
"Прощай, лагерь «родной», чтоб ты провалился!.. Станция Луза, опять теплушка - поехали! Не то Котлас, не то Великий Устюг... не разобрать. Река - Северная Двина. Загнали на пристань. Куда? Никто ничего не знает. В Архангельск на лесопогрузку? Загнали на пароход "Глеб Бокий", в трюм, прямо на днище, шпангоуты торчат, вода по щиколотку." Вот такие воспоминания Вацлава Яновича Дворжецкого о своём пребывании в лагере.
Небольшая дополнительная информация о несостоявшейся дороге Пинюг - Сыктывкар. Открытие строительства данной железной дороги состоялось в августе 1929 года в Сыктывкаре (ранее Усть-Сысольск), которое велось заключенными Управления Северных лагерей особого назначения (УСЕВЛОН).
Вся трасса была разделена на два участка: Усть-Сысольск - Кебра, протяженностью 120 км, Кебра - Пинюг протяженностью 140 км. На каждом участке через 8-10 км располагался лагерный пункт. Только на Пинюгском участке от Пинюга до Куратово (ранее Кебра в Республике Коми), их насчитывалось 20, каждый из которых включал несколько бараков заключенных, общежитие охраны, контору и другие постройки: 1 - станция Пинюг (управление участком, информационно-следственная часть - ИСЧ), 2 - Каменка (ИСЧ), 3 - Шелюг (ИСЧ), 4 - Лачуг (ИСЧ), 5 - Коростница (ИСЧ), 6 - Городок, 7 - Межное (кирпичный завод, клуб, штрафной изолятор), 8 - Залузная, 9 - Лебеда, 10 - Чалега (ИСЧ, ларек), 11 - Чей-Карас, 12 - Изегиль, 13 - Поруб, 14 - Кольвож, 15 - Трофимрай, 16 - Кортюг, 17 - Бабан-Шор, 18 - Крайний, 19 - Луза, 20 - Лойма.
На Пинюгском участке был один штрафной изолятор, который располагался на 7 пункте. Там содержались нарушители режима с разных пунктов: за убийство, за "разговоры", за "организацию", за отказ от работы, за сектантское неповиновение. Здесь же, на седьмом, приводили в исполнение приговоры осужденным к высшей мере наказания - расстрелу.
Ходили слухи, что на 7 пункте расстреливали священнослужителей. Недалеко было и кладбище, на котором хоронили заключенных, умерших от болезней и приговоренных к высшей мере наказания после исполнения приговора. Да, на строительстве дороги было много заключенных-священников, но нарушителей лагерных порядков среди этой категории было гораздо меньше, чем среди других категорий заключенных. Эти люди были работящие, несли свой крест на работах и терпели. Среди них были единицы, которые отваживались на побег. Они больше умирали от непосильного труда и болезней. Это по прошествии времени стали говорить, что там расстреливали священников. Да и бежать особо было некуда. Все местное население было предупреждено об ответственности за укрывательство беглых.
По территории Лузского района протяженность полотна от границы с Подосиновским районом до границы с Республикой Коми составляла более 60 км и было на этом участке 8 лагерных пунктов (от р. Шелюг до р. Чалега).
С 1931 года заключенных начали постепенно снимать со строительства дороги и перевозить на другие стройки системы ГУЛАГа. Это было связано с передачей железной дороги Главжелдорстрою НКПС (акт подписан 26 июля 1932 г.). После 1932 года на всем протяжении строящейся железной дороги от Пинюга до Сыктывкара никаких лагерей уже не было. Строительство дороги то "затухало", то возобновлялось силами временных, наемных рабочих. В 1936 году строительство дороги было окончательно прекращено.
По прошествии многих лет местные жители находили в подросшем лесу на месте 7 пункта и вдоль трассы колючую проволоку, колеса от тачек. Мой старший брат и я (примерно в середине 60-х годов прошлого века) ходили за грибами и тоже нашли, правда не целое колесо от тачки, а то, что от него осталось. Колесо было сделано из дерева и покрыто жестью. На седьмое жители Боровицы раньше гоняли на пастбище коров. Чтобы животные не поранились, их владельцы ходили в окрестностях бывшего лагерного пункта и убирали опасную проволоку, но, тем не менее, коровы иногда травмировались.
В настоящее время трудно узнать территорию, где находился 7 лагерный пункт. Все заросло лесом. Только некоторые из местных жителей поселка Боровица могут указать точное место расположения строений бывшего лагеря и кладбища, на котором предавали земле умерших по разным причинам, а также приговоренных к расстрелу за побеги и другие нарушения, заключенных.
Где-то на рубеже ХХ и ХХI веков на место 7-го лагерного пункта приезжали священнослужители из Лальска. Особую активность и непосредственное участие по их сопровождению к месту нахождения лагеря принимала жительница п. Боровица, Амосова Александра Ильинична. Инициативной группой священнослужителей и местных жителей в память о тех событиях и заключенных-строителях дороги Пинюг - Сыктывкар, которые навечно остались в этом месте, был установлен поклонный крест из дерева (через несколько лет он был заменен на небольшой крест из металла).
О поклонном кресте на 7-ом мне напомнил Евгений Попов, бабушка и дедушка которого родом из Боровицы. Прилагаемое ниже фото поклонного креста я в свое время увидел на сайте "Одноклассники" среди фотографий в группе "Наша Боровица" (в настоящее время группа удалена) и скопировал его себе. Выяснилось, что автор этого снимка Евгений Попов. Он сделал эту фотографию во время пребывания в Боровице в 2010 году.
На фото видно, что крест установлен у какого-то бетонного блока, из которого выступают 4 анкерных болта, которые для жесткости скреплены между собой металлической полосой внутри бетона. Для какого оборудования, сооружения служил основанием этот блок? Кроме строителей-заключенных, эту территорию и строения 7 л/пункта в разное время использовали два лесопункта Лальского лестранхоза: Грибошинский л/п (во второй половине 30-х, начале 40-х годов прошлого века) и Папуловский мех. л/пункт (с 1946 года).
На валке леса в те времена осуществлялся переход с лучковых пил на электропилы. На 7 пункте в 1946 году был создан первый мастерский лесоучасток Папуловского мехлесопункта. Здесь же было обустроено помещение для заточки лучковых пил, поперечных пил, топоров, а немного позднее и заточки цепей для электропил. Так вот, смею предположить, что тот бетонный блок был изготовлен рабочими Папуловского МЛП и служил основанием заточного станка для заточки цепей электропил. Не исключаю, что было и другое предназначение этого блока.
На скриншоте ниже представлена схема расположения 7-го лагерного пункта относительно земляного полотна, строящейся в те годы ж/д Пинюг - Сыктывкар. На схеме показано примерное место установки поклонного креста, а также ориентировочное место захоронений умерших по разным причинам заключенных лагеря. Захоронения встречаются в лесу выше и правее территории размещения самого лагеря с правой стороны земполотна, если двигаться в сторону Сыктывкара.
Место, где располагался 7 лагерный пункт, как и сама несостоявшаяся ж/д Пинюг - Сыктывкар, это теперь как памятник, как напоминание о трагическом прошлом в истории нашей страны. В августе 2024 года исполнилось 95 лет со дня начала строительства дороги. За эти годы вырос настоящий лес. Не исключено, что в этих местах могут начаться лесозаготовки. Так вот о том, что здесь в далеком прошлом было захоронение заключенных, надо помнить нам живущим и рассказывать нашим потомкам.
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.