Со временем не угасает интерес к судьбе Владимира Ивановича Галанина (1866-1943), учителя и художника, проживавшего в селе Вятские Поляны в годы революции, Гражданской и Великой Отечественной войн. Наиболее ранние из воспоминаний записаны Галиной Ивановной Сенниковой со слов её мамы, Веры Алексеевны Семакиной (1895 г.р.).
В Вятские Поляны В. И. Галанин приехал ещё до революции, работал смотрителем на участке железной дороги Казань-Екатеринбург, жил одиноко, свободное время посвящал живописи. Домашним хозяйством занималась Вера. Галанин научил её «прибираться в квартире мокрой тряпкой и влажным веником», и она помогала ему во время живописных работ. Деревенской девушке оказалось непросто запомнить названия красок. Тогда Владимир Иванович придумал каждой плошке с пигментом своё имя, Васька, Гришка, Петька… И занимательно было слышать, как он просил Веру: «Принеси Ваську, следом Гришку …»
В.И. Галанин. 1916 г. Фото из фондов Вятско-Полянского исторического музея. Справка из Трудовой книжки. Архив Г.И. Сенниковой.
«Галанин не женился, оправдываясь тем что, женившись у него не будет свободы для рисования», и для большей убедительности приводил пример своего женатого друга. В его доме было множество картин, но особо ценные хранились в массивном сундуке, который на время длительных поездок увозился в деревню Матвеево, к Вериной сестре для сохранности. Полсотни этюдов, сохранившихся в городском музее, подтверждают, что В. И. Галанин отдавал предпочтение пленэрной живописи и писал пейзажи в окрестностях Вятских Полян. Однако его более ранняя живопись возможно была разноплановой. Об этом свидетельствует следующий эпизод. В 1918 г. епископ Никандр (Феноменов), объезжая епархию остановился в с. Вятские Поляны и в Николаевской церкви совершил торжественное богослужение. «После обедни у Галанина уже был готов портрет архиерея и получился очень похож», - как вспоминала впоследствии Вера Алексеевна.
В Вятских Полянах В. И. Галанин пережил череду исторических событий, развернувшихся в стране, а также голод, эпидемии. В 1930-х годах после поездки в Ленинград он навсегда решил остаться в Вятских Полянах и поселился в маленьком доме по улице Полевой (ныне ул. Азина), которая в то время начинала застраиваться.
В центре дом В.И. Галанина в Вятских Полянах, ул. Азина д. 2, не сохранился. Слева дом Семакиных, ул. Азина д. 4. Фото Г.И. Сенниковой. 1961 г.
Как только в стране ввели трудовые книжки, В. И. Галанин собственноручно написал справку, подтвердив трудовой стаж Веры Алексеевны в 1917-1918 гг. в качестве домашней прислуги. Его подпись заверена печатью Вятско-Полянского поселкового совета от 4 января 1939 г. Эта справка, обнаруженная в трудовой книжке матери, подтолкнула Г. И. Сенникову записать и свои детские воспоминания: «Помню дом Галанина … Большие ворота и огромные акации, растущие слева от ворот. Среди акаций беседка, стол и лавочки. Весь двор – зелёная трава. В дом ведёт очень крутая лестница. Ступеньки лестницы и половицы в доме крашеные. В комнате над комодом висит портрет большой серой кошки». А самого хозяина дома детская память не сохранила, но Галина Ивановна припомнила, «что после смерти Галанина ей принесли «коробочку акварельных красок и колонковую кисточку с красной ручкой, которую она очень долго берегла, даже когда она изрисовалась».
В школьные годы Галина Ивановна подружилась с Ольгой Васильевной Крутиковой (в замужестве Лямина), часто бывала у неё дома и видела несколько этюдов Владимира Ивановича, которые сейчас находятся в местном музее. Но судьба картин Галанина остается неизвестной.
С началом Великой Отечественной войны стареющий и одинокий Галанин особо нуждался в помощи и заботе. Владимир Иванович просил соседей подыскать надёжного человека и решил оставить дом тому, кто за ним присмотрит. В конце осени 1943 г. В. И. Галанин скончался, похоронен на старом городском кладбище. В 1987 г. в знак уважения на его могиле горожане установили памятник.
Семакина А.А. и Горынцева В.А., соседи В.И. Галанина. Фото прислано С.Л. Гавриловой. Памятник В.И. Галанину. Фото: Мельм Т.Г. 2011 г.
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.