Будем считать, что жизненный путь наших Сметаниных на Вятке начался в Шестаковском уезде. Братья Сметанины Митка и Омелко (Емелко) появились здесь в начале 17 века между 1615 и 1623 годом. В переписи 1615 года их еще не было, а в 1623 году Омелко Осипов сын Сметанин упомянут дважды. В переписи 1629 года здесь же в Шестаковском уезде в деревне "что был починок Тренки Денисова сына Черевковца" живет Митка Осипов сын Сметанин, а в поч. Новоросчистном Омелки Сметанина проживает Омелко Осипов сын Сметанин, а в 1628 году в Егорьевском стане, на погосте в келье записан Евсейко Сметанин, а в 1639 году он получил на льготу на шесть лет починок пустого жребия на четь выти. Судя по тому, что позднее было заявлено, якобы жили они на земле Вятского Успенского Трифонова монастыря, будем считать, что так оно и было. Также было заявлено, что ушли они в Уржумский уезд оттуда от «хлебного нидороду и от скудности своей».
Почему были выбраны уржумские земли? Во-первых, возможно, этот район казался привлекательным для земледельцев; во-вторых, здесь был Чепоцкий Спасский монастырь – возможно, это помогало устроиться на жительство, возможно, благодатные места привлекли сюда жителей суровых северных районов вятского края , а, скорее всего, более низкий налог, ясак. Или были еще какие-то причины, нам неизвестные, но чем-то манили эти места новых переселенцев, в числе которых были и два брата Сметанины...
В преписи 1646 года они в «Спаском Чепоцком монастыре» записаны с детьми:
«Митка Осипов Сметанин у него дети Зотка, Оска, Микитка.
Евсевейко Осипов Сметанин у него сын Ларка...
Бобыл Филка Микитин Сметанин »
Итак, беглые поселились «на черных лесах меж Бую реки и Чепочки речки», семьи были большие, сыновья женились, отделялись, создавали новые починки и деревни; жили, судя по всему, хорошо, в достатке, поэтому в переписи 1678 года, через три десятка лет, в этой местности было несколько деревень, в которых жили уже 54 жителя мужского пола с фамилией Сметанин. Часть из них жили в вотчинах монастырских, другая часть числилась как ясашные государственные крестьяне.
Анализируя поименный список жителей мужского пола Уржумского уезда с фамилией Сметанин в переписи 1684- 1686 годов, следует заметить, что несколько позднее появились здесь и другие Сметанины : 1) Еремка и Куска Малафеевы сыновья (Малафейко Осипов Сметанин записан в 1646 году в Слободском уезде половником в поч. Митки Полуэхтова) 2) Васка, Трошка, Нестерко Микифоровы сыновья 3) Мишка, Гришка, Ивашко Терентьевы сыновья 4) Сенка Григорьев с его сыновьями и внуками 5) Пронка Павлов сын. Родственных связей между всеми представителями этой фамилии пока не прослеживается, но очень возможно, что они являются дальними родственниками – то, что они собрались в одной волости, не может быть случайным. И этот вопрос пока тоже остается открытым.
Сметанины жили в 1664-68гг. в девяти населенных пунктах:
д. Мальково на ключе, (3 двора, 11 мужчин);
д. Спаской Чепоцкой монастырь крестьянские дворы,( 2двора, 6 мужчин) ;
д. Варзанка на речке Варзанке, (1двор, 3 муж.);
д. Крюковы Отарища на речке Чепочке, (1 двор, 4 муж.);
д. Тайбековых отарищ Естюнина тож на ключе, (2 двора, 5 мужчин);
д. Тайбековых Отарищ Межупольная Веретея тож на речке Енызлане, (1 двор, 1 муж.);
д. Тайбечкина на ключе, (3 двора, 14 мужчин);
Тайбековых Отарищ Межупольная, (1двор, 1 муж.);
д. Тайбековых Отарищ Чокин починок, (3 двора, 9 муж.);
Возможно, и далее продолжали бы жить в этой живописной местности все наши предки, если бы не тяжба между двумя монастырями: Спасским Цепочкиным и Успенским Трифановым. К концу 17 века влияние Цепочкина монастыря в округе ослабло, на это было ряд объективных и субъективных причин, поэтому на большинство вотчин местного монастыря претендовал Вятский Успенский монастырь. Эта история повлияла на жизнь некоторых наших предков.
Как говорится: паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Эта тяжба грозила для беглецов с севера, вероятно, неприятностями. Большая часть из них привыкли жить относительно свободно, платя государству ясак, а грядущие изменения, память о скудном житье в вотчинах Вятского Успенского монастыря настораживали и пугали крестьян. Или боязнь наказания, или прямое указание монастырского начальства заставило жителей каждой деревни «подписать» объяснительную, в которой как под копирку говорилось о том, что они пришли с Вятки, из вотчин Успенского монастыря, что там остались их родственники и что они рады снова быть «под монастырем» :
их « деды и отцы их родиною вятчаня и жили в Вятцком уезде за Успенским Трифановым манастырем в розных манастырских вотчинах исстари во крестьянстве. И ныне в Вятском уезде за тем же Трифановым манастырем в розных манастырских вотчинах живут дядья и братья их во крестьянстве. А из Вятского уезду из того манастыря отцы их и они сошли от скудости своей и от хлебного нидороду в розных годех: от 10 до 20 лет и больше, а точно сказать не могут.» В других заявлениях звучат цифры «лет 30, а иные 40 лет и больше» «И поселились де дворами и построились на черных лесах меж Бую реки и Чепочки речки и жили де деды и отцы их и они в деревнях за Уржумским Спаским Чепоцким манастырем во крестьянстве а чья та земля того де они сказать не могут. Они в переписных книгах 186 году и в писцовых книгах 193 и 194 годов писались вятчанями тяглыми крестьяны а не их манастырскими для того чтобы де им от того Трифанова манастыря …отбыть».
Подписали эти объяснительные многие крестьяне, то есть, наверняка те, кто пришел в разное время с севера из вотчин Вятского Успенского Трифанова монастыря, а именно Крюков, Заболоцкий, Коротков, Рябев, Гасников, Веприков, Голышев, Марихин, Зонов, Антушев, Попов, Истомин, Князев, Филимонов, Муравьев, Злобин, Воронин, Семенов, Малютин, Шиколов, Малов, Колотов и Сметанин.
Итогом этих разборок явилось то, что ходатайство Вятского монастыря было удовлетворено грамотой « царей Иоанна и Петра Алексеевичей в Уржум воеводе Я. И. Ларионову, с повелением предоставить по прежнему во владение Трифонову монастырю землю между рр. Чепочкою и Буею, а игумену Чепоцкаго монастыря велеть не вступаться в эту землю» (ТВУАК 1906г.вып. 1-6). Таким образом, уржумские монастырские земли были переданы в его владение. Некоторым крестьянам, видимо, это не очень понравилось и они снова подались в бега, в том числе и некоторые Сметанины. На протяжении десятков лет они жили на черемисских землях и рядом с этим народом научились жить мирно, соблюдая интересы друг друга: торговали, договаривались, находили общий язык. Наверное, поэтому следующее место для проживания они нашли именно среди этого народа. Мой предок Федор Ларионов , внук первого из рода переселенца «на Чепочку» Евсевея Осипова, вместе с братом Яковом Лаврентьевым поселились в марийской деревне волости Малмыжа Таушева Збору на берегу небольшой речки Малмыжки, впадающей в Вятку. Федор приехал сюда с между 1678 и 1717 годом и был одним из трех первых жителей деревни. Вероятно, чтобы обезопасить себя, вплоть до 1834 года в переписи фамилии не писались либо так указывалось Вятской канцелярией. Хотя, должна оговориться, что причиною переселения могла быть банальная нехватка свободных земель.
Примерно в это же время его родственники , племянники Михаил Васильев (ок.1673 г.р.) с сыном Дмитрием (ок 1699 г.р.) и Анисим Васильев (ок.1683 г.р.) Сметанины поселились в шести километрах в д. Юдюнери Бабино тож. В 1719 году записан 1 двор 3 мужчины, в 1744-47 гг. уже 4 двора 16 мужчин.
Просмотрела также д. Буртек, но в 1719 году «наших» переселенцев не нашла. Не представляется пока возможным проанализировать другие необходимые населенные пункты.
В «Книге вятских родов» В.А. Старостина мы видим, что в 1891 году Сметанины остались жить в Уржумском уезде в трех населенных пунктах, перечисленных выше:
д. Малькова 1и 2, Красная гора, (22 семьи из 81);
д. Табекова , Тамбова, (13 из 43);
д. Междупольная, Мокросный, (1 из 11).
Но они появились еще в 5 населенных пунктах этого уезда, расположенных к югу и юго-востоку от изначального местопроживания:
с.Большой Рой (29 семей из 109);
п. Черезов, Красногоры, (14 из 39);
д. Актыгашевская, Абсесь верх., (6 из 83);
п. Озинерский, Куртеево, (4 из 42);
д. Васкина, Васькино, (1 из 50),
В Малмыжском уезде Сметанины в 1891 году живут в 8 населенных пунктах:
с.Черемисский Малмыж; Мари-Малмыж, 28 семей из 231;
д. Бабино рус.,Юдинерь Бабино, 10 из 74;
д. Куженерка, Куженер, 11 из 64;
с. Большие Рожки, 11 из 245;
с. Старая Тушка, 7 из 60;
д. Буртек, Старый Буртек, 2 из 90;
д. Сатнур мал., Пазгаж, 1 из 20;
д. Кинерь, 1 из 140.
Осмелюсь предположить, что все переселенцы в этих деревнях и починках именно из мест первоначального заселения «меж Бую реки и Чепочки речки» в Уржумском уезде. Возможно, что все они или большая часть их - дальние родственники. Скорее всего, что заселялись они в эти починки не одновременно, показателем времени проживания в н.п. является количество семей : чем больше семей – тем больше времени род живет в н.п.
Хочу оговориться, что многое, о чем я написала, является предположением, которое требует дополнительных доказательств , а также не исключаю ошибки. Но мне хотелось поделиться найденной тенденцией переселения сначала с севера области на Уржумские земли, а потом еще южнее, в Малмыжский уезд, что касается, возможно, не только фамилии Сметаниных, но и некоторых других, распространенных в Малмыже и Уржуме.
Использовались архивные дела: 1209\1\89; 1209\1\339; 1209\1\1029; 1209\1\1030; 1209\1\1031; 1209\1\1032; 1209\1\6421; 1209\1\1031; 1209\1\6453; 1209\1\6468; 1209\1\500; 350\2\1106; 350\2\1133; 350\2\1140; 350\2\1154; 350\2\1188; 350\2\3717; 350\2\3715; 350\2\3716; 350\2\3717; 350\2\3718; 350\2\3719; 350\2\3720; 350\2\3723; 350\2\3724 ; 137-1Орлов1; 350\1\146;
Очень интересная статья. Особо обратил внимание на вот эту запись: "Подписали эти объяснительные многие крестьяне, то есть, наверняка те, кто пришел в разное время с севера из вотчин Вятского Успенского Трифанова монастыря, а именно Крюков, Заболоцкий, Коротков, Чултин, Рябев, Гасников, Веприков, Голышев, Марихин, Зонов, Антушев, Попов, Истомин, Князев, Филимонов, Муравьев, Злобин, Воронин, Семенов, Малютин, Шиколов, Малов, Колотов и Сметанин."
Чултины (Чулкины), Гасниковы, Рябевы варились в одном соку по соседству на землях ВУТМ, а потом стали разбегаться в разные стороны, по названным причинам. Недалеко от них жили и Зоновы с Истомиными, попадались и Сметанины с Колотовыми и Маловыми ... Было бы здорово, если Вы этот список сможете дополнить именами и отчествами подписаввшихся, с указанием в этой части архивного источника. Особенно интересуют Чюлтины. Заранее благодарен.
По периоду 1684-1686 по Уржумскому уезду два источника: 1209\1\500 и 237\4\6421.
Что касается Чултиных-Чулкиных, есть два двора в д. Малковы на ключе во втором источнике
во дворе: Ерошка Артемьев сын Чюлкин у него 2 сына Мишка 14 лет Петрушка 5 лет
во дворе: Пафомка Епифанов сын Чюлтин у него 2 брата Васка женат Ларка 21 лет у Пахомка 3 сына Петрушка 5 лет Тимошка 3 лет Фотка 2 лет
В деревне Отарища на речке Варзанке: во дворе манастырскои исполник Пашка Епифанов сын Чюлтин у него 2 сына Якушко 9 лет Ротка 7 лет.
Ещё 1 семейство Сметаниных поселилось в 1880 году в починок Эметаж Елабужского уезда, в приходе села Алнаши.
Сметанин Козьма Филиппов
У Родигиных зафиксирован факт переселения 1 семьи бобыля из крестьян Спасо-Чепочкина монастыря (Ивана Петрова Родигина) из с.Цепочкина в новообразованную в районе Вятских Полян деревню Дюм-Дюм того же монастыря в 1692 г. (ныне Дюм-Дюм - это д.Каракули Вятско-Полянского р-на).
Однако другие ветви Родигиных/Родыгиных в Малмыжском уезде были основаны переселенцами не из Уржумского, а из Вятского и Нолинского уездов.
Что касается Родыгиных, Юрий Иванович, вряд ли с Вами возможно спорить. Ясно одно, что переселения шли разными путями. У Родыгиных их было три: Вятский - Нолинский - Малмыжский(или Сарапульская округа Казанского уезда); Вятский - Малмыжский; Вятский - Уржумский - Малмыжский. Это даже хорошо, что есть варианты. Потому что, начиная искать место исхода, иногда представления не имеешь, с чего начать. А здесь будут варианты.
Скажите, Юрий Иванович, а где Вы получили точную дату образования д. Дюм-Дюм и переселения в нее Родыгиных?
Не-не, 1692 г. - это дата пересеения Родигиных, так записано в документе того же 1692 года, не помню уж каком (но можно установить, если надо). А когда точно образована д.Дюм-Дюм/Каракули (не путать с Дюм-Дюмом Елабужского уезда!) - я не знаю. Однако по переписям начала 18 века известно, что д.Дюм-Дюм принадлежала Спасо-Чепочкину монастырю, а освоение этой местности монастырями началось в конце 17 века, из чего я заключил, что деревня - новообразованная.
Кстати, Сметанины встречаются в родигинской родне в 2 местах: бывш. Вятском (Кирово-Чепецк) и Малмыжском (Кильмезь, Носок) уездах.
Интересно. Но боковые ветви я почти не знаю, поэтому просто возьму на заметку.
Здравствуйте, Юрий Иванович. Нашла наконец третьего Сметанина в Чепочкином монастыре, Филка Микитин Сметанин. Как будто перепись неожиданно проявилась.))) Он тоже жил в бобылях и исчез непонятно куда. Ни следов, ни потомков в Уржуме нет. Возможно, тоже вместе с Вашим Родыгиным перешел в Дюм- Дюм. Посмотрела страницу д. Каракули, но Сметаниных там в 1717г. не нашла и Филипповичей тоже. А в 1678 году в деревне русских еще нет. Значит ушел куда-то еще. У него в это время бежал двоюродный брат с семьей. Может быть, с ними...