К описанию села Жерновогорье можно добавить:
"Основным средством к распространению христианства в здешних местах было построение монастыря первоначально под названием "Пустыни Жерновых гор" в одной версте от слободы Кукарки...".
Д. Трапицын. 1851 год.
Наименование села произошло от названия местности "Жерновая Гора", из которой еще до появления здесь русского населения черемисами добывался жерновой камень. И судя по тому, что на склоне этой горы был образован монастырь, а, как правило, их строили на пустых местах (почему и назывались "пустынями"), то поселения здесь еще не было. Время построения "пустыни..." можно отнести ко времени служения архиепископа Казанского Гурия I (1555-1568 г.г). Настоятели монастырей назывались "строителями".
Первым строителем "Пустыни Жерновых Гор" был Мака-рий. В 1594 году в монастыре была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, а монастырь назывался Иоанно-Предте-ченским.
В окружении черемисских поселенки монастырь неоднократно подвергался нападению и разорению. Уничтожались
"грамоты" на землю. В 1609 году при нападении на монастырь был сожжён и храм Иоанна Предтечи. Нападения совершались в 1650 и в 1660-х годах.
Между 1668 и 1674 годами монастырь был переведен в слободу Кукарку под защиту её жителей и крепости.
Жерновогорская обитель располагалась в нижней части склона горы на берегу реки Вятки. В последующее время вешними водами была промыта протока из р. Вятки в р. Пижму. Каждую весну склон горы, на котором располагался монастырь, размывался. Постепенно берег настолько ушёл в сторону горы, что от монастыря не осталось и признаков.
При монастыре был устроен убогий дом для призрения убогих и немощных, позднее перестроенный в часовню, которая стояла на кладбище, открытом в 1860 году.
Как писал в 1901 году протоиерей Троицкого собора А. М. Добринский: «Стоит она на четырёх больших могилах с уложением в них павших в битвах с черемисами. Могилы устроены в деревянных срубах с таковыми же покрышками. Около села таких могил было много, по выработке опоки они обрушились, кроме четырех под часовней. По рассказам стариков, в обрушившихся могилах было много человеческих костей и остатков деревянных срубов. К этой часовне издревле народ питал особое уважение. Два раза в год к ней стекалось множество народа — в Мясопустную и в четверг на 7-й неделе по Пасхе".
После перевода монастыря в слободу Кукарку, около часовни в поминальные дни, при стечении множества народа, служили молебны и панихиды, совершался крестный ход. Церковнослужители получали значительные доходы, которые частично поступали в кукарские монастыри, а после их упразднения — в образованные приходские церкви. (В 1940-е годы кладбище закрыли, а резные опочные памятники службой быта г. Советска увозили в Киров, где стесывали надписи с именами усопших жерновогорских жителей и писались новые).
Спасская часовня (вторая) — деревянная, построенная на месте монастыря в незапамятные времена, вокруг каменного столпа, возможно, на месте престола церкви Иоанна Предтечи, В 1866 году на средства отставного унтер-офицера Егора Богомолова в память спасения от покушения Александра II эта часовня была перестроена.
К Воскресенской часовне (третьей) совершался крестный ход в Ильин день из Жерновогорской церкви. Она располагалась недалеко от Спасской часовни.
Поселение, по всей вероятности, стало строиться в то же время, что и монастырь. По архивным документам, в начале 1800 годов деревня Жерновогорская входила в Завертной Приказ. За многовековую историю менялось название селения— "Жерновая Гора", "Жерновогорское", "Гора", "Нагорс-кое", "Жерновогорье" (местное название — "Корынь", которое никем не объяснено и доныне).
Жители деревни не имели прихода, а были приписаны к приходу Троицкого собора слободы Кукарки.
12 июля 1859 года состоялся сельский сход жителей, на
котором было решено организовать свой приход. 29 июля
1860 года указом Святейшего Синода был основан приход в
Жерновогорье, а селом оно стало считаться с 20 октября 1860
года. Управляющий Вятской удельной конторой П. В. Ала-
бин способствовал открытию села и прихода в нём.
В это же время освящён молитвенный дом, впоследствии перестроенный в церковь, которая 24 февраля 1861 года переосвящена вновь. Названа церковью во имя Казанской Божьей Матери с одним приделом.
На приходском сходе было решено строить каменную церковь, был готов проект, но деятельный и энергичный священник А. Г Попов решил возвести грандиозный собор. Заручившись поддержкой своего дяди, отставного подполковника Ильи Иоакимовича Сунцова в 10 000 рублей, священник А. Г. Попов заказывает новый проект Вятскому губернскому архитектору А. С. Андрееву, который прибыл в село. 10 июня 1873 года началось строительство храма.
13 ноября 1880 года был освящен центральный придел во имя иконы Казанской Божьей Матери старейшим из местно
го духовенства, протоиереем церкви с. Ильинска Михаилом Трониным.
Правый, во имя Ильи Пророка, освящен 15 декабря 1886 года, левый — Сретенский — 1 февраля 1887 года. Колокольня была сделана временно деревянная. В 1895 году решено было построить каменную в одной связи с храмом, соединив её с церковью коридором. В 1901 году строительство колокольни было закончено.
В 1905 году храм был обнесен железной оградой на опоч-
ном цоколе с точеными опочными столбиками, увенчанными глазурованными голубыми шарами. Самый большой колокол на колокольне, пожертвованный Дмитрием Барбаши-ным, весил 1670 кг, стоил 7724 руб. 06 коп. (он же оплатил обработку опочного камня на сумму 10 000 руб.). На другие колокола жертвовали Богомолов, Старостин, Милютин, Ель-кин.
Все строительные материалы производились на месте, строили свои мастера. Кладку церковного здания, тёску опоки производила артель местных каменщиков во главе с мастером Т. М. Тюриным.
Всеми финансовыми и хозяйственными делами ведал священник А. Г. Попов. В 1879 году Попов был переведен в другое село, и с этого времени хлопоты по возведению храма легли на председателя приходского попечительства С. А. Ель-кина, который кредитовал свои средства без процентов. Также использовался доход от перевоза через р. Вятку и от аренды земли А. К. Александровой под колокололитейный завод в Жерновогорье. Церковный староста купец 1 гильдии Николай Дмитриевич Якимов оплатил изготовление иконостаса, покраску крыши, установку крестов, косяков в окна и двери. Все кузнечные работы выполнены в его кузнице в Русской Курье.
Прихожане, не имевшие возможности внести деньги, безвозмездно трудились на сооружении храма: носили песок, кирпич, глину, качали воду, заготовляли лес на леса, пилили брус и доски...
Иконы в иконостас написал нижегородский живописец Салабанов. Резной иконостас выполнил вятский мастер Ильин. Иконостас не золотили, а покрасили в белый цвет, что создавало гармонию с белокаменным узоречьем фасада церкви.
День освящения храма вылился во всеобщее гулянье. Как сообщала губернская пресса:
"Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов создать величественный собор, украсив его местным резным опочным камнем, осуществилась. Собор стал главной достопримечательностью села, живописно раскинувшегося на склоне между Вяткой и Пижмой. Высота этого чудного сооружения достигала 31 метра, а ширина и длина — по 25 метров.
В день открытия весь храм был в огнях. Яркий свет, льющийся из высоких арочных окон, ритмично прорезавших барабаны глав, наполнял интерьер светом и особой, чисто светской жизнерадостностью, блики солнца преломлялись в витринах окон, зажигались на золотом фоне икон, преломляясь в ажурных завитках 3-ярусного паникадила (люстры), в вечерние часы вспыхнувшего всеми 38 свечами. Народа собралось много. Были почти все почтеннейшие жители ел. Кукарки. По окончании литургии С. А. Елькиным была предложена в его доме трапеза для
души прихожан всего полсотни лет. Его постигла та же участь, что и многие другие храмы на Руси. Он был разобран на стройматериал в 1938 году. Кирпич купило Вятское речное пароходство и построило дом в г. Кирове. Баржи подходили для погрузки в протоку в весеннее время вблизи от церкви. Обломки церкви использовали для укрепления причала на пристани "Советск". Железную крышу разделили по предприятиям г. Советска: в роно -- 250 листов, дом инвалидов -20, кинотеатру — 30, сельхозартели им. Калинина — на 200 руб. обрезки 1 листов и др.
На месте церкви в Жерновогорье построили городскую баню, а там, где была деревянная церковь, — танцплощадку, а потом кинотеатр, который также существовал недолго.
А.С. Репин.
+ фото церкви. [URL=http://shot.qip.ru/00jMf8-512aR7ixQQ/][IMG]http://f5.s.qip.ru/12aR7ixQQ....
Уникальная красота - творение наших предков!