Копаясь в архивных судебно-следственных делах бывших царских и белых офицеров, случайно удалось найти еще одного священника, служившего в армии А.В.Колчака, помимо священника Иосифа Дектерева. О нем писал не так давно http://rodnaya-vyatka.ru/blog/3779/109289
Примерно в то же время, когда Иосиф Дектерев стал личным телохранителем Верховного Правителя России, в армию его был мобилизован еще один вятский уроженец, также ставший позднее священником – Филипп Лукоянович Кокорин, позади которого тоже стояла Первая Мировая война, т.е. в Белую армию он был зачислен уже как имевший боевой опыт.
Родина Филиппа Кокорина - Сунская земля...
Как следует из протокола допроса Филиппа Лукояновича, составленного в Уржумском НКВД, родился он в 1892 г. в состоятельной крестьянской семье (отец считался средняком) в деревне Нижние Шаляпы Нолинского уезда (ныне Сунской район). Когда Филиппу было 16 лет, в 1908 году отец решил покинуть родные края и переехал в село Кузнецово Уфимской губернии (позднее Благовещенский РИК Башкирской республики). Случилось это как раз во времена замечательной Столыпинской реформы, когда царское правительство, дабы освободить крестьян от уз общины и заселять отдаленные земли, предоставляло им бесплатно землю в Предуралье, на Урале и в Сибири. Более того, переезд также осуществлялся бесплатно в вагонах, которые позднее назовут «столыпинскими», и переселенцы освобождались на три года от всяких налогов. Не случайно, вятские крестьяне хлынули заселять Урал и Сибирь… Правда, по словам Филиппа Лукояновича, отец себе землю на новом месте купил – 21 десятину земли и 2,5 десятины покоса. А может он умолчал из каких-то соображений факт, что землю отец мог получить и бесплатно. Зачем землю покупать, если царское правительство раздавало ее даром?! Кроме этого, семья владела 2 лошадьми и 1 коровой. Словом, жила зажиточно. Столыпинское правительство формировало новый класс крепких землевладельцев, которых в советское время назовут «кулачеством».
До 1913 года Филипп жил в хозяйстве отца, работая в нем вместе с братом. Также он получил образование (в протоколе называл его средним, т.е. мог закончить городское или реальное училище) и профессию портного, но при каких обстоятельствах это произошло, не упоминал в протоколе допроса. В 1913 году он был мобилизован в царскую армию, а через год началась война, которую Филипп Лукоянович прошел полностью, в 1918 году демобилизовавшись в чине рядового и вернувшись домой. Жил в Уфе, где, видимо, работал портным. Но наслаждался отдыхом и мирным трудом он недолго. В стране разгорелась новая война – Гражданская, когда Уфимская губерния оказалась в самом ее эпицентре.
После недолгого владычества красных, в Предуралье пришли белые. Филипп Лукоянович попадает в ряды колчаковских войск. Вот что он сам рассказывал об этом: «В 1918 г. я находился в городе Уфе Башреспублики, где в то время находились войска Колчака. Примерно осенью 1918 г. проходила мобилизация в данную армию, куда был взят и я. Меня зачислили в конвойную команду в пошивочной мастерской. Находился в армии Колчака с 1918 г. по апрель 1919 гг. В это время Колчак с Уфы отступил, я взял временный отпуск и больше не вернулся. Офицеров той части, где я находился не помню…. Часть сама размещалась внутри г.Уфы … в казармах». В другом протоколе он дополнял: «Во время подступа белых на Самару я был мобилизован Колчаком и зачислен в конвойную команду, но использован был по своей специальности портного, при эвакуации белых я дезертировал и поступил в Красную армию».
В Красной армии Кокорин воевал до 1922 года, в составе 140 стрелкового полка. После демобилизации вернулся домой и занимался сельским хозяйством. Вскоре он открывает для себя новый смысл жизни – духовный. С 1924 года Филипп Лукоянович – псаломщик церкви села Кузнецово. Спустя несколько лет, по каким-то причинам, он решает вернуться на свою историческую родину. С 1927 по 1930 гг. он псаломщик села Суна.
В 1931 г. Филипп Лукоянович был рукоположен в сан священника в г.Вятке и назначен служить в отдаленный приход села Пустополья Уржумского района. Вместе с ним сюда приехала и его семья – матушка Марина Алексеевна, дети Александр, Екатерина и Татьяна. В Уржумском районе в это время как раз шла яростная борьба власти с кулачеством и «подкулачниками». Досталось и духовенству, уржумскому и лебяжскому, по которому прошелся тяжелый каток террора. Несколько священников было расстреляно, один покончил с собой прямо в тюрьме, разрезав себе горло стеклом. Остальные получили разные сроки лагерей.
Священника Кокорина эта участь миновала. Он не высказывался открыто против коллективизации, но не мог смириться с антирелигиозной политикой власти. В частности, на своих проповедях он говорил:
«… Молитесь господу богу, против бога идти нельзя. Советская власть захотела закончить весь сев в 8 дней, а бог послал снег – вот вам и план. Без господа бога делать ничего нельзя. Безбожники не верят в бога, они заблуждаются, бог есть…»
«…Никто не может доказать, что бога нет, т.к. религия существует во всех странах, все великие ученые были людьми верующими, а только современные советские ученые, нахватавшись верхушек знаний, отрицают бытие бога…
…Легче построить город на воздухе, чем государство без религии…
…Кто не будет венчаться в церкви, у тех не буду крестить детей, невенчанные живут в блуде, как животные».
Позднее ему приписали и открытую антисоветскую агитацию: «…Систематически в течение 2 последних лет проводил контрреволюционную деятельность, направленную на срыв проводимых мероприятий Партии и Советской власти». «Дальше во время богослужения в Пустопольской церкви читал антисоветские и контрреволюционные проповеди среди колхозников и единоличников, посещающих церковь». Сам батюшка это опровергал: «Агитация моя была чисто религиозная. Проповеди говорил по поводу двунадесятых праздников, иногда и говорил по воскресным дням на темы евангельские».
Церковь села Пустополье, в которой когда-то звучал голос отца Филиппа Кокорина
В 1935 году отец Филипп был арестован. Поводом для ареста стало избиение им двух сельсоветчиков, которые пришли к нему брать штраф, наложенный за «антисанитарное состояние церкви» (в это время набирали популярность различные предлоги для закрытия храмов). Батюшка как раз в это время находился в нетрезвом виде и не смог сдержать свои эмоции. Как это было, он рассказывал: «Штраф мне был дан за антисанитарное состояние церкви. Штраф приходили взыскивать 8 мая. В это время я выпивал с псаломщиком и его отцом, после этого я лег спать, и меня разбудили, со слов тогда присутствовавших граждан я узнал, что нанес оскорбления представителям власти и даже набрасывался драться на жену, признаю, что сделал большое преступление».
Как видим, он был так пьян, что ничего не помнил, поэтому сельсоветчики обрисовали все дело в выгодном им свете – якобы Кокорин не только оскорбил их, но и пытался избить (по его словам, он набросился только на жену): « 8 мая 1935 г. при взыскании с него штрафа секретарем Пустопольского сельского совета Чернышевым и представителем того же сельсовета Куклиным, пытался ударить, схватил Куклина за грудь и начал трясти. Оскорбляя их, Кокорин говорил :
« … Вы сволочи, грабители продали и обокрали всю православную церковь, все равно советская власть с нами ничего не сделает…» Все вышеизложенное подтверждается показаниями свидетелей…» В другом документе сообщалось: «…При этом хотел Куклина ударить кожаным сапогом, брал за грудь, но это благодаря самообороне было устранено, дальше обзывал бандитами, жуликами и т.д.».
Случилось это 8 мая, а уже 11 мая священник был арестован и заключен в Уржумскую тюрьму. Интересно, что на первом допросе факт служения у Колчака он умолчал, но от бдительных чекистов нельзя было ничего скрыть, и на втором допросе отец Филипп рассказал о своей службе у Колчака, обмолвившись «О службе в армии Колчака я не говорил на допросе, потому что меня не спрашивали». Разумеется, это еще стало дополнительным пунктом его обвинения.
12 сентября 1935 г. состоялся суд по делу Кокорина с участием выездной сессиии спецколлегии Киркрайсуда в г.Уржуме.
Из текста заседания этого сталинского суда: «Рассмотрено в закрытом судебном заседании обвинение Кокорина Филиппа Лукояновича 43 лет, грамотного, беспартийного, русского, женатого, имеющего на иждивении жену и 3 детей, происходящего из крестьян д.Нижние Шаляпы Больше-Перелазского сельского совета Сунского района Кировского края, служителя культа (священник ) в с.Пустополье Уржумского района, лишенный избирательного права, со слов ранее не судимый, в преступлении, предусмотренном статьей 58 п.10 УК.
Выслушав объяснения обвиняемого, показания свидетелей, а также рассмотрев и обсудив материал предварительного и судебного следствия Выездная сессия Спецколлегии установила:
Кокорин Филипп Лукоянович в 1919 г. служил в конвойных частях армии Колчака. Будучи враждебно настроенным по отношению к партии и советской власти Кокорин использовал свое положение – священника для ведения в массах верующих антисоветской контрреволюционной агитации. Начиная с 1933 г. к. в проповедях, произносимых им в церкви, вторгался в область политики поведения советской власти и коммунистической партии в деревне, критикуя их методы по переустройству сельского хозяйства, одновременно приводя примеры, обосновывая их священным писания и преподнося массе верующих в таком виде, что подрывал авторитет советской власти в глазах массы. Кроме этого, в первых числах мая Кокорин оказал акт сопротивления представителям Пустопольского сельсовета Чернышеву и Куклину, пришедшим по делу в его квартиру, при этом всячески оскорблял их и выкрикивал по адресу советской власти - антисоветские фразы.
Кокорин вину свою признал. Всю виновность, а также факты и конкретное содействие антисоветской деятельности подтверждения целого ряда свидетелей.
Специальная коллегия доказала обвинение Кокорина в ведении им систематической антисоветской агитации, т.е. преступлении предусмотренном им по ст. 58-10.
Находя, что Кокорин является социально-опасным , а его действия должны быть оценены как действия, направленные против советской власти и подрывающие авторитет ее в наиболее отсталой части населения.
Спецколлегия руководствуясь ст.ст. 319 и 320 ЦИК
Приговорила:
Кокорина Филиппа Лукояновича подвергнуть лишению свободы сроком на 8 лет в концлагерь НКВД
Зачесть Кокорину Ф.Л. предварительное до суда заключение с 11 мая 1935 г.
Меру пресечения оставить прежней, т.е. содержание под стражей».
Окончательный приговор батюшке-колчаковцу был вынесен Определением спецколлегии Верховного суда РСФСР 5 января 1936 г. в виде лишения свободы в концлагере НКВД сроком на 8 лет. Видимо, там он и был расстрелян по новому приговору, в 1937 году...
Источник: ГАСПИ КО ф. Р-6799 оп.9 д. су-10748 т.1 (судебно-следственное дело Филиппа Лукояновича Кокорина).
Зачем сам себя оговорил, сам признался, что служил у Колчака.
Дальнейшая его судьба известна.
Читайте в Книге Памяти. В 1937 г. в Караганде приговорила его тройка к высшей мере наказания...
Он не оговорил. В НКВД уже знали это эпизод его жизни, и на первом допросе Кокорин этот факт скрыл. На втором уже признался под давлением неоспоримых фактов.
Добрый день, скажите пожалуйста, может вы знаете как узнать что то про его жену? Откуда она, кто она. Ее забрали с ним, потом отпустили.