В Боровицу самолет летал, как птица.

      В Боровицу самолет летал, как птица.

      Прежде, чем браться за написание этого рассказа про аэропорт в Боровице, а также об аэропортах Лальска и Егошинской, по телефону связался с людьми, которые прямо или косвенно имели отношение к данной теме. Немного об истории появления аэродрома у поселка Боровица рассказала Буторова Маргарита Павловна, дочь директора Папуловского ЛПХ Мамаева Павла Александровича, их семья проживала в Боровице в 60-х годах прошлого века. О первом начальнике аэропорта в Боровице, Мишутинском Сергее Николаевиче, поведала его дочь, Лидия Сергеевна Курилова, которая в настоящее время живёт в посёлке. Подробнее об аэропортах в Лузском  районе рассказал начальник аэропорта в Боровице, Власихин Валентин Анатольевич, который работал в этой должности с 1985 по 1992 годы. Их информация составила основу данного повествования.
      История открытия аэропорта в посёлке Боровица Лузского района Кировской области началась в 1965 году. В середине 60-х годов численность населения в Боровице составляла более 1500 человек. От ближайшего автобусного маршрута  Луза - Папулово - Чирюг посёлок Боровица находится в стороне, на расстоянии 4 км, и к тому же, за рекой Луза. Пассажирам приходилось с багажом, детьми добираться пешком от поселка до остановки автобуса в дер. Лопотово или дер. Антипино (МТС). В летнее время, если прошли дожди, автобусное сообщение прерывалось на период, пока не просохнет грунтовая дорога.
      Многие населенные пункты в то время не имели устойчивого транспортного сообщения с районным центром, городом Лузой, из-за плохого состояния грунтовых дорог. Районный центр не был связан с областным центром, городом Кировом, автомобильной дорогой. Добраться из Лузы в направлении Кирова или Котласа можно было только по железной дороге. Для устойчивого развития лесопромышленных, сельскохозяйственных предприятий и других отраслей народного хозяйства Лузского района требовались и другие пути транспортной доступности по мимо железной дороги.
      По чьей инициативе решался вопрос об открытии аэропортов в сельской местности Лузского района, а именно в Лальске (основной аэропорт) и Боровице, уточнить мне не удалось. Но в том, что вопрос об открытии аэропортов в этих поселениях на областном и районном уровнях в 1965 году поднимался одновременно, сомнений нет. Вот только произошли эти события с большой разницей по времени: аэропорт в Лальске был открыт в 1977 году, а в Боровице - в 1984.
      В начале 1965 года директору Папуловского ЛПХ, Мамаеву П.А., было поручено найти подходящее место для будущего аэропорта в Боровице и после таяния снега организовать расчистку территории. Такое место нашлось за поселком, с правой стороны УЖД, и летом было расчищено. С тех пор и до настоящего времени местные жители так и называют эту территорию  "аэродром".
      Однако, до первой посадки самолёта на аэродроме в Боровице пройдет 19 лет. Из-за чего было остановлено строительство аэропорта в те времена, сказать сложно. Возможно, негативно повлияли следующие события:
- в конце 60-х годов был реорганизован Папуловский ЛПХ путём преобразования его в Боровицкий МЛП Лальского ЛПХ. Изменилась структура управления предприятием. Вместо директора Папуловского леспромхоза с его аппаратом, руководителем, созданного подразделения Лальского леспромхоза, стал начальник лесопункта с персоналом управления согласно штатного расписания.
- в 1970 году произошло соединение Папуловской УЖД и Аникинской УЖД Лальского ЛПХ. Было открыто движение пассажирского поезда, а позднее автодрезины, от Боровицы до Таврического. Первое время поезд курсировал по расписанию три раза в неделю круглый год. А поскольку по магистрали осуществлялась вывозка леса, пассажирскому поезду приходилось делать остановки на разъездах, пропускать встречный состав. По этой причине на дорогу от Боровицы до Таврического уходило много времени, а если на пути случалась авария, то и весь день. С Таврического пассажиры на рейсовом автобусе через Лальск добирались до Лузы.
      Маршрутом по узкоколейке пользовались не только жители Боровицы, но и близлежащих деревень по левой стороне реки Лузы, особенно в периоды плохого состояния грунтовой дороги от Чирюга до Лальска, когда движение рейсового автобуса временно останавливалось. Нареканий и жалоб от населения, проживающего в п. Боровица, деревнях Вымского и Грибошинского сельских Советов, на транспорт общего пользования в разные инстанции было много, особенно в летний период, когда поток пассажиров увеличивался. Время шло, а проблема не решалась.
Как я уже отмечал выше, аэропорт в Лальске был открыт в 1977 году. В то время в Кировской области работало 26 аэропортов Кировского объединенного авиаотряда Уральского управления гражданской авиации. Из областного  в районные центры и обратно летали самолёты АН-2, вмещавшие 12 пассажиров. Полёты осуществлялись только в дневное время при определенных погодных условиях. Начальником аэропорта в Лальске был назначен Суздалов Валерий Алексеевич. Первое время самолет АН-2 совершал полеты между Кировом и Лальском по особому расписанию в летнее время.
      Расстояние от Лальска до Кирова самолёт преодолевал за полтора часа. Билет стоил 12 рублей 50 копеек. Сумма по тем временам многим была по карману. Популярность Лальского аэропорта среди населения района росла. Авиапассажиры, которым от Лальска необходимо было каким-то образом добираться до отдаленных населенных пунктов Вымского, Грибошинского, Папуловского сельских Советов, обращались к начальнику аэропорта, Суздалову Валерию Алексеевичу, чтобы он, учитывая просьбы пассажиров, ходатайствовал перед вышестоящим руководством об открытии в Лузском районе дополнительных аэропортов в отдаленных населенных пунктах.
      Конечно, люди обращались по этому вопросу и в соответствующие сельские Советы, и в Лузский райисполком. На каком бы уровне ни было принято решение об открытии аэропортов в отдаленных точках района, весомый вклад в это решение внес лично Суздалов Валерий Алексеевич.
      В 1984 году было принято решение об открытии аэропорта в поселке Боровица Папуловского сельсовета. Первым начальником аэропорта был назначен Мишутинский Сергей Николаевич, который приступил с исполнению своих обязанностей с середины мая месяца. Совместно с начальником Лальского аэропорта, Суздаловым Валерием Алексеевичем, осмотрели место будущей взлетно-посадочной полосы (ВПП), территории аэропорта, наметили план первоочередных работ:
- расчистить ВПП от деревьев и кустарника до границы поселка и обозначить её габариты;
- установить ветровой конус (для определения скорости и направления ветра);
- проработать подходящий вариант по временному помещению для размещения радиостанции, рабочего места начальника аэропорта, небольшого зала ожидания для пассажиров;
- решить вопрос строительства линии электропередачи от ближайшей подстанции в п. Боровица до аэропорта с дирекцией Лальского леспромхоза и начальником Боровицкого МЛП.
      Мишутинский Сергей Николаевич в то время уже был на заслуженном отдыхе. На работу в Папуловский мехлесопункт приехал в феврале 1947 года. До выхода на пенсию руководил различными структурными подразделениями лесопункта. В поселке был уважаемым, авторитетным человеком. А поскольку все, и жители, и руководство леспромхоза и лесопункта, были заинтересованы в открытии авиасообщения, то все намеченные работы совместными усилиями были оперативно выполнены. Под временное здание аэропорта приспособили списанный пассажирский вагон УЖД. Провели декоративный ремонт внутри вагона, обустроили место для начальника аэропорта, для размещения двух радиостанций: для связи с Кировом и с самолетом (бортом). Осталось достаточно места и для пассажиров.
      Начальник небольшого аэропорта он же и диспетчер, и кассир. Чтобы полноценно выполнять все функции, Сергей Николаевич в июле месяце 1984 года прошел обучение, стажировку в Кирове и был допущен к самостоятельной работе.
      Первый сезон авиасообщения между Лальском и Боровицей начался в августе 1984 года и закончился в конце сентября. В следующем сезоне аэропорт Боровицы готов был принимать рейсы самолета уже в мае месяце, как только позволят погодные условия. Сергей Николаевич с энтузиазмом приступил к исполнению обязанностей начальника аэропорта, уже имея определенный опыт и знания в новом для него деле. Очень ответственно относился к обеспечению безопасности полетов.
Трагический случай с ним произошел 17 июня 1985 года. Перед прибытием самолета на аэродром забрели домашние животные. Сергей Николаевич бросился их прогонять с ВПП. Почувствовал себя плохо, потерял сознание, а 22 июня он скончался в больнице. Такая вот закалка и отношение к порученному делу были у людей того поколения. Пренебрег своим здоровьем ради спасения и домашних животных, и людей, и самолета.
      Работу аэропорта в Боровице надо было кому-то продолжать. Поэтому из Кирова срочно был направлен специалист, который должен был временно исполнять обязанности начальника аэропорта, пока не подготовят ему замену из местных жителей.
      После прохождения обучения в Кировском объединенном авиаотряде Уральского управления гражданской авиации с 23 июля 1985 года приступил к исполнению обязанностей начальника аэропорта в Боровице Власихин Валентин Анатольевич.
      В 1986 году была проведена большая работа по замене помещения и оборудования аэропорта. В зимнее время были доставлены два бамовских домика. В течение лета был подготовлен фундамент, произведена установка домиков, выполнена внутренняя отделка помещения нового здания аэропорта. Был смонтирован электрообогрев помещений, который можно было включать в зависимости от внешней температуры воздуха. В целях улучшения и расширения возможностей работы начальника аэропорта была произведена замена радиостанций на более мощные и для связи с самолетами, и для связи с аэропортами Кировской области, Великого Устюга и Котласа. Были установлены и две резервные радиостанции в целях обеспечения безопасности полетов. Работать стало намного удобнее и комфортнее после проведенного ремонта и замены оборудования.
      Если до августа 1986 года начальник аэропорта оформлял билеты в основном до Лальска и Кирова, то с установкой более мощной радиостанции для связи с аэропортом в Кирове, появилась возможность оформления авиабилетов в любой населенный пункт СССР (с пересадкой в Кирове), куда летали самолеты (заказывать билет до пункта назначения надо было заранее).  Например, перелет из Боровицы до Мурманска обходился пассажиру в 47 рублей. Аэропорт в Боровице стал пользовался большой популярностью среди населения и гостей поселка. Со слов Валентина Анатольевича, начальника аэропорта, в отдельные дни летних месяцев он отправлял до 100 и более пассажиров. За период работы он был неоднократно премирован руководством авиаотряда денежной премией за перевыполнение плановых заданий по перевозке пассажиров.
      Начальник Лальского аэропорта, Суздалов Валерий Алексеевич, на всех совещаниях районного и областного уровня выступал за развитие авиа перевозок пассажиров в летнее время в Лузском районе, открытие аэропортов в отдаленных пунктах района. После открытия аэропорта в Боровице, ему было поручено подобрать место для аэропорта на территории Вымского сельсовета.
      Весной 1987 года, еще до открытия летнего сезона авиа перевозок в районе, Суздалов В.А., начальник Лальского аэропорта, и Власихин В.А., начальник Боровицкого аэропорта, выезжали в Вымский сельсовет, чтобы совместно с руководством сельсовета и председателем колхоза "Ленинец" подобрать место для размещения там аэропорта. Колхоз "Ленинец" во главе с председателем, Калининым В.М., пошли на встречу представителям Кировского авиаотряда и дали согласие на размещение аэродрома на сухом поле на окраине деревни Егошинской. За лето 1987 года территория аэродрома была расчищена, построено небольшое здание аэропорта. Начальником аэропорта в дер. Егошинской была назначена Черняева Наталья Александровна. Аэропорт "Егошинская" был открыт в начале июня 1988 года. Таким образом на территории Лузского района стало три сельских аэропорта.
      До 1991 года перевозки пассажиров самолетом АН-2 были организованы следующим образом. Ежедневно, утром, самолет вылетал из Кирова по маршруту Киров - Егошинская - Боровица - Лальск, если пассажиров до Егошинской и Боровицы не было, а все места заняты, летел до Лальска. Затем выполнял рейсы по маршрутам Лальск - Боровица - Лальск, Лальск - Егошинская - Лальск, а бывало и так: Лальск - Боровица - Егошинская - Боровица - Лальск. В течение дня совершал столько рейсов, пока были пассажиры в аэропортах. В конце дня забирал всех пассажиров, которым нужно было в Киров, и летел по маршруту Лальск - Боровица - Егошинская - Киров. Полеты выполнялись ежедневно в период с конца мая по сентябрь при благоприятных для полетов АН-2 условиях.
      Начальник аэропорта в Лальске, Суздалов Валерий Алексеевич, много усилий прилагал к расширению географии полетов в Лузском районе и за его пределы. Он продвигал идею открытия аэропорта в Верхнелалье, а также добивался запуска рейсов из Лальска в Великий Устюг и Котлас. А для этого было необходимо, чтобы в аэропорту Лальска была построена заправка для самолетов, был штатный авиатехник, наличие двух АН-2 для обслуживания всех маршрутов, один из которых должен был базироваться на аэродроме Лальска.
      Эти идеи Суздалова В.А. в 1990 году начали воплощаться в жизнь. В течение лета в аэропорту Лальска была построена заправка для самолетов и завезен авиационный бензин. В штатное расписание аэропорта в Лальске был добавлен авиатехник. Местные авиалинии стали обслуживать два самолета АН-2, один из которых выполнял ежедневные рейсы в Киров, а второй летал по маршрутам Лальск - Боровица - Лальск, Лальск - Егошинская - Лальск и по совмещенному маршруту Лальск - Боровица - Егошинская - Лальск. Кроме этого, начали выполняться пробные рейсы в Великий Устюг и Котлас, с целью определения пассажиропотока на этих направлениях и утверждения расписания полетов. По такой схеме самолет летал и в 1991 году. К сожалению не хватило времени, чтобы решить все вопросы и открыть аэропорт в Верхнелалье.
      Не углубляясь во внутри политические  процессы, происходившие в начале 90-х годов в стране, можно назвать их итог:  декабрь 1991 года стал последним месяцем в истории СССР. Лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии встретились в правительственной резиденции Вискули, расположенной в Беловежской пуще, и 8 декабря 1991 года подписали соглашения о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). На тот момент история СССР еще не подошла к концу. Могучий колосс, супердержава просуществовала на бумаге вплоть до 26 декабря 1991 года.
      В январе 1992 года была осуществлена радикальная либерализация потребительских цен. Это явилось главной причиной роста цен на потребительские товары и услуги, в т.ч. и стоимости перевозок пассажиров на местных авиалиниях. Стоимость билета изменялась почти каждый месяц и, в конце концов, авиа перевозки стали нерентабельны. По этой причине аэропорты в Лальске, Боровице, Егошинской, как и другие местные аэропорты Кировской области, были закрыты как нерентабельные, должности начальников аэропортов сокращены, а 16.11.1992 года уволены.
      Остается только вспоминать о тех временах, когда из Лальска можно было долететь до Боровицы за 15 минут, любуясь с высоты птичьего полета извилистым руслом реки Луза, красотой природы, родными местами, где прошли детские и юношеские годы, всего за 1 рубль.
                                                                                                   "В наш посёлок, Боровица,
                                                                                                    Самолет летал, как птица,
                                                                                                    По реке "Заря" ходила,
                                                                                                    В прошлом веке это было."

 

         Мишутинский Сергей Николаевич, начальник аэропорта в Боровице с 1984 по 1985 годы.

 

                                                               Власихин Валентин Анатольевич, начальник аэропорта в Боровице с 1985 по 1992 годы.

Комментарии

Да, летали из Кирова ежедневно десятки самолетов по области. Всего полтора часа  - и в Вятских Полянах!

Расписание 1966 г. (выложено в ВК в группе "Пешком по Вятке")

https://vk.com/photo-55736544_457277201

 

А расписание 1982-85 гг. можно посмотреть здесь: https://www.aviaposter.ru/raspisaniya/

АН-2 до Боровицы и Лальска летел 2 часа - взлет в 9-25, посадка в 11-25.

Аватар пользователя korotaevorel

Посмотрел расписание самолётов на лето 1966 года и вспомнил две истории с «корректировкой» расписания.

В первых числах мая этого года я был направлен в командировку в леспромхоз, находящийся в посёлке Синегорье. Приехал в районный центр Нагорск, а от него до Синегорья можно было добраться только самолётом. Другого способа добраться туда не было, так как мост через реку Кобру был сломан ледоходом. Каждый год после схода вешних вод и снижения уровня воды строился деревянный невысокий мост, весной ледоход его разрушал. И это повторялось из года в год. Но в Синегорье лётное поле не было готово к приёму самолётов. Примерно через три дня вылет состоялся, самолёт приземлился без проблем, но уже после высадки пассажиров, при развороте глубоко завяз в глинистом грунте. В течение двух дней я выполнил задание, но обратный рейс самолёта откладывался на неопределённое время. Директор леспромхоза нашёл способ отправки меня в Киров. Оказалось, что в посёлке Кобра, находящемся в десяти километрах от Синегорья, взлётно-посадочная полоса «работает», так как находится на возвышенном месте с песчаным грунтом. Доставили меня в этот посёлок на моторной лодке, и это путешествие запомнилось мне на всю жизнь. Конечно, путь по извилистой реке Кобре был длиннее десяти километров. На обоих берегах реки Кобры росло много деревьев черёмухи, а она в этот период активно цвела, и над водной гладью реки стоял её опьяняющий аромат. Из посёлка Кобра самолёт благополучно доставил меня в город Киров.

Аватар пользователя korotaevorel

С конца мая и до осени 1066 года мне предстояло всё лето работать в окрестностях посёлка Тимшер Усть-Куломского района Коми АССР, окружённого со всех сторон лесом, ближайшие деревни были на расстоянии десятков километров. В летнее время посёлок был изолирован от «внешнего мира», «только самолётом можно долететь», так как автомобильная дорога была проезжей только в зимнее время. Посёлок существовал автономно, наряду с административными и производственными зданиями леспромхоза школа, медпункт, почта, столовая, клуб. Аэропорт в Тимшере - это небольшое деревянное строение, больше похожее на сарайчик, в нём скамейка для пассажиров и в одном лице - начальник и кассир. Самое главное в этом помещении - это рация. Не помню, как часто прилетали самолёты Ан-2, и было ли расписание. В июне мне предстояло вылететь в Киров, в нужный день мне не досталось место в рейсовом самолёте. Начальник аэропорта - кассир сказал, что может прилететь самолёт с грузом, есть надежда с ним меня отправить. Жду, надеясь на удачу. В 18 часов заканчивается рабочий день «персонала» аэропорта в одном лице, он собирается закрыть свой вагончик и слышит вызов по рации, после переговоров продаёт мне билет на самолёт. Оказалось, что к Тимшеру подлетает самолёт из Усть-Кулома с двумя флягами сметаны. Пилоту разрешили взять пассажира на этот самолёт, который выполнит рейс от Усть-Кулома до Сыктывкара. От Сыктывкара я тоже самолётом вылетел в Киров, в селе Койгородок предстояла промежуточная посадка. Ждём продолжения полёта, а нам, пассажирам, говорят, что придётся в этом селе устраиваться на ночлег, так как впереди по курсу нелётная погода. На следующий день местные пассажиры объяснили причину «нелётной погоды» - у пилота в этом селе любовница. Вот так в те времена легко «корректировалось» расписание пассажирских самолётов.

 

Удалось полетать на этом АН-2. Один раз даже летели по маршруту Боровица - Лальск - Котлас. Мама рассказывала про происшествие: почтовые посылки в те времена отправлялись в деревянных ящиках и самолет при взлете наехал на такой ящик оставленный на взлетно-посадочной полосе, после чего кружил над аэродромом пытаясь сбросить этот ящик с колеса, что в итоге и получилось, иначе при посадке можно было бы получить прокол колеса и аварию. 

На поезде в Таврический тоже ездил, заполняемость вагонов была такая, что пришлось стоять в тамбуре. Длинную остановку для пропуска состава с лесом тоже помню. А еще были пассажирские перевозки в весенний паводок на теплоходе Заря по маршруту Боровица - Луза. Церковь Покрова на Лузе тогда оставила незабываемое впечатление, казалось что она на острове стоит.