Полом, Курья, Красногорское...

Сколько населенных пунктов с такими названиями в нашей стране?

Недавно я заинтересовался происхождением деревни Полом. Оказывается, в Вятской губернии было 133(!) населенных пункта с таким названием. А еще они были в Нижегородской, Костромской, Кировской, Пермской областях. Наиболее правдоподобная версия названия такова: «палома, пожога» – финно-угорский термин подсечно-огневого земледелия, означающий поле, очищенное от дикого леса методом выжигания.

Васнецовы и Рябово

Столкнувшись с этой темой, я решил изучить происхождение названий других населенных пунктов Красногорского района Удмуртии и наличие их «близнецов» в Вятской губернии. Эти данные можно найти на сайте «Родная Вятка», куда я регулярно заглядываю.

Сразу надо сказать, что, поскольку наш Красногорский район находится в тесной близости с Вятским краем и к нам оттуда в дореволюционные времена шла большая миграция русских, то многие названия у нас имеют простое происхождение – от русских имен и фамилий.  Самые интересные в этом отношении деревни Мухино и Рябово. Можно думать, что они названы от имен первопоселенцев, однако, по моему мнению, их происхождение чуть сложнее. Во время колонизации Вятского края русскими неподалеку от реки Чепцы еще в середине 17-го века было основано село Мухино (рядом с ним – деревня Касаткинская, как и в Красногорском районе) и сразу построен православный храм. Ныне это Зуевский район Кировской области. Еще через сто лет тут же появилось село Рябово, сейчас входящее в состав Мухинского поселения и знаменитое тем, что здесь жили основатели знаменитой семьи  Васнецовых, состоявшей в основном из священнослужителей. Один из них даже поработал когда-то в нашем Святогорском храме. А прославили семью художники – братья Виктор и Аполлинарий.

И неслучайно крестьянские семьи, переселившиеся километров за сто в нынешний Красногорский район, тоже, без особых фантазий, назвали свои деревни Мухино (Большое Мухино в документах 1912 года) и Рябово. Однако в Вятской губернии было десять деревень с названием Мухино. В том числе в Балезинском и Игринском районах, сейчас не существующие. Итого исчезли семь, «живы» три Мухино. Также сохранились четыре из шести деревень Рябово, в том числе в Увинском (деревня и село), Зуевском и Красногорском районах.

Надо отметить, что названия небольшим населенным пунктам давали чаще всего переписчики населения, регулярно, раз в пять-десять лет, посещавшие любые края с целью обложения налогами. Такую традицию завели еще татаро-монголы, а затем ее поддерживали и все последующие правители Российской империи. Материалы переписей по Вятской губернии сохранились, начиная с 1615 года, хотя тогда «фининспекторы» добирались еще не до каждой деревушки. И вот, обнаружив очередное поселение на просторах вятской земли, они называли в документах 1744 года  небольшой починок также без фантазий: Талый ключ, «починок Убыцкий», то есть на речке Убыть, или «починок вверх по Убыте», «вниз по Убыте», «вышли и поселились себе усадом по речке такой-то», «По устью Высокой слудки над ключами». Позднее в переписях упоминаются уже более современные варианты: Могильников починок, Чорной ключ, Кленовой починок и так далее. Удмуртские деревни нередко именовались по названию племенных объединение – воршудов. Однако многие финно-угорские названия приходится переводить с помощью словарей разных народов. Как правило, они приводят к словам «вода, река». Большинство близких нам названий появились только в 19 веке. Говорят, что первые точные карты европейской части России с названиями сел и рек составили еще в начале 18-го века военные топографы – готовились воевать.

Попробуй переведи

Но есть в истории названий населенных пунктов исключения. Например, деревню Малягурт (в прошлом Сердеябык) известный этнограф М.Г.Атаманов считает старше любых переписей. По спискам населенных мест Вятской губернии за 1859-1875 годы она оказался самым большим населенным пунктом на территории Красногорского района – 49 дворов, 249 человек населения, что тоже говорит о возрасте. Нынешнее название деревни происходит от воршудно-родового имени Маля, а вот прежнее – Сердеябык, к сожалению, никем, включая Атаманова, не расшифровано, в Вятской губернии оно нигде не повторяется. В переписи (ревизии) 1762-64 годов слово написано раздельно: Серде Ибыт. Скорее всего, корни этих слов надо искать в языках древних народов. Простой пример: в литературе отмечено, что левобережье Чепцы сначала населяли удмурты-калмезы, затем их вытеснили чуть южнее удмурты-ватка, об этом даже легенды есть. И говорили обе народности по-разному. По мнению известного краеведа Г.М.Ложкина название переводится как «сырая лужайка на берегу пенистой реки».

В реестре селений 1891 года приведено сразу несколько вариантов наименования деревни: Сердеябыкский; Сердеябык; Мелегуры; Мелегурт; Малегурт. То есть, название еще не устоялось. Тогда здесь самыми распространенными фамилиями были Алексеевы – 17 семей и Степановы – 14.

Где прошел русский человек…

А теперь к другим селам и деревням. Интересно бы узнать, как в наших краях появилось село по названию Курья? В различных краях России это название встречается достаточно часто. Например, в селе Курья на Алтае родился конструктор стрелкового оружия Михаил Тимофеевич Калашников. И там, и здесь это место связано с проживанием старообрядцев. Словарь Даля трактует слово «курья» как заводь, речной залив, старица, глухой рукав реки. Слово имеет восточно-русское и новгородское происхождение.

На территории Вятской губернии «Курья» фигурировало в названиях семи населенных пунктов, из них ныне существуют только три: наше красногорское село, а также поселок Камский (Курья) в Верхнекамском районе и Русская Курья в Советском районе Кировской области. А были еще Синяя Курья, Анциферова, Усиховская и деревня Курьяново. С помощью Интернета обнаруживаем, что рядом с Пермью есть поселки Верхняя и Нижняя Курья, а еще ближе к северу Пермского края, в Кочевском районе – поселок Красная Курья, где в 1963 году жили 630 человек, в 2010-м – 92. Совсем как у нас…

В Свердловской области на реке Чусовой есть деревня Курья (32 человека) и поселок Курьи в Сухоложском районе на реке Пышма и там находится одноименный санаторий. Река Курья и одноименная деревня есть в Архангельской области, также это название имеется на картах Тюменской, Томской, Новосибирской, Вологодской областей, в Якутии, в Ханты-Мансийском округе – турбаза «Остяцкая Курья» и река Курея – в Псковской области. Словом, всюду, куда ступала в давние времена нога русского землепроходца, есть своя Курья.

Еще одно простое название красногорской деревни – Чуваши, у нас их было две, Большие и Малые. В 1926 году во второй из них 24 хозяйства, проживало 143 человека, сейчас ее нет. По Большим есть данные за 1891 год – 337 жителей, 48 семей, из них 21 – по фамилии Чувашовы. Происхождение названия идёт, скорее всего, от фамилии первых жителей. Но откуда у них эта фамилия? Конечно, мы знаем, что есть такая национальность, проживающая в среднем Поволжье. Однако некоторые этнографы утверждают: чувашами раньше нередко называли людей, занимающихся сельским хозяйством. Иначе как объяснить, что в далекой от Чувашии Вятской губернии было 12 деревень с таким названием, в том числе по две – в близких к нам Фаленском и Зуевском районах. На специальных сайтах говорится, что Чувашовы – довольно редкая фамилия, половина обладателей ее – русские, процентов 30 имеют мусульманское происхождение. Настоящих чувашей по национальности в Кировской области 1400 человек, в Удмуртии – 2180, в Пермском крае – 4715 (данные на 2010 год).

Церковные села и заводские поселки

Еще одно популярное название населенных пунктов, имеющееся в нашем районе – Архангельское. В Вятской губернии таких было тринадцать! И все они связаны, скорее всего, с церквями в честь архангела Михаила. (В Библии упоминается только он, хотя в Православной церкви восемь архангелов, а в другой церковной литературе отмечается еще несколько).

И большинство «Архангельских» сел имеют второе название: Крымская Слудка (Кизнерский район), Кувшинское, Кстинино, Октябрь (Кировская область) и так далее. В нашем районе населенный пункт изначально назывался починок Шоринский – по имени протекающей тут небольшой речки Шоры. Однако построенная в 1890 году церковь называлась Вознесенской. В 1891 году здесь жило по 3-4 семьи Бяковых, Костылевых, Опариных, всего 21 семья, 148 человек, основное занятие – пильщик.

Кстати, 46 жителей села награждены медалью «За доблестный труд в войне 1941-45 годов». По списку на сайте «Родная Вятка» можно узнать, что в годы войны здесь жили (и по-ударному трудились) Агафоновы, Боровиковы, Гребенкины, Дзюины, Корепановы, Матушкины, Малышевы, Чупины, Шудеговы.

Но вернемся к населенным пунктам с редкими названиями. К таким относится красногорское село Кокман. Ни одного повторения в Вятской губернии не было. Г.М. Ложкин переводит слово примерно как «мокрая лапа». Есть версия, что у названия немецкое происхождение, поскольку здесь существовал винокуренный завод, где работали немецкие мастера из Саратовской губернии. Впервые Кокманский завод упомянут в 1850 году как построенный на речке Кокман. Получается, название речки появилось раньше, чем завод и немцы в нем.

Другой красногорский завод, стекольный, находился в поселке Валамаз. Название опять же сводится к словам «вода», «река». Сразу три Валамаза было в соседнем Селтинском районе. Помимо села с церковью это Нагорный, Малый Валамаз и Валамазский выселок. Еще одна деревня с названием Валамаз имелась в Игринском районе, сейчас не существует. Все они возникли раньше красногорского Валамаза и свое название получили от реки Вала. Больше населенных пунктов с таким названием в Вятской губернии не обнаружено.

В Красногорском районе рядом находятся деревни Прохорово и Бараны. Названия образованы, конечно, от личных имен, фамилий, прозвищ людей. Но Прохорово на Вятских просторах отмечено всего дважды (второе – в Яранском районе Кировской области), а вот Бараны в различных вариантах – тринадцать раз! Только в Слободском районе Баранов было сразу три. Сохранились лишь две красногорские деревни с таким названием. Та, что ближе к Валамазу, в старых документах именуется «починок Шмелевский».

У нас в Красногорском районе три населенных пункта со словом «Караул». Мы и так, и эдак трактуем их возникновение – что-то тут караулили? Лес? Однако в Вятской губернии, видимо, охраняли везде и всюду. Всего деревень и починков с таким словом в названии было шестнадцать! Минимум три «караула» есть в Пермской области, не меньше двух – в Свердловской.

Красногорские-Святогорские

А теперь о названии нашего районного центра. Основано наше село как Святогорское и начало ему положено в 1837 году указом по Вятской епархии, в котором разрешалось по просьбам населения строительство церкви и размещения погоста – кладбища, поскольку действующие храмы были далеко от здешних мест, что создавало проблемы при отпевании и погребении усопших. Поначалу село было полностью церковным, тут жили около десяти семей священнослужителей и людей, обслуживающих храм. При советской власти Святогорское сделали центром района, появились административные здания, школа, начали строить жилье.

Сколько в стране до революции было сел с таким названием, затрудняюсь сказать. Наверно, много. Проще сказать, что сейчас в России таких населенных пунктов скорее всего нет. Когда-то я безуспешно искал их в справочнике «Почтовые отделения России». Мне даже подумалось, что в Псковской области, где в Свято-Успенском Святогорском монастыре (он действующий) возле своего имения похоронен великий Пушкин, историческое название сохранено, однако его переименовали в Пушкинские горы, или Пушкиногорье. Посетившие его журналисты пишут, что это хаотически застроенный поселок. Изучая его историю, я был удивлен – в Пушкиногорском сельском поселении (даже не районе)  сейчас 122 населенных пункта! По населению область занимает 78 место в стране, 680 тысяч человек, здесь нет больших фабрик и заводов. А вот жизнь на Пушкинских горах не замирает.

В советские годы наше село сменило крамольное название на Барышниково, по имени одного партийного деятеля из Глазова, а затем на Красногорское. Сколько населенных пунктов с таким названием было в СССР? Собьетесь со счету. Начал их считать по сайту погибших на войне, поскольку там место рождения фронтовиков указывалось по документам без переименования. Нашелся даже валамазец, родившийся в «Матвеевском заводе» - это изначальное название нашего стеклозавода. И вот, «Красногорские» села, поселки и деревни отмечены, помимо Удмуртии, в Орджоникидзе, Татарии, Башкирии, Грузии, Кировской, Челябинской, Ивановской, Брянской, Свердловской, Горьковской, Пензенской, Марийской, Омской, Сталинской (Донецкой), Киевской, Новосибирской, Винницкой, Тульской, Могилевской, Московской, Краматорской и других областях, я даже до конца не стал считать. А «Святогорские» села и деревни сайт «Мемориал» показал в Тамбовской, Хабаровской, Кустанайской, Новосибирской, Сталинской и Сталинградской областях и в Грузии. Сейчас Святогорская Лавра официально есть в Донецкой области.

Как вы лодку назовете…

В перестроечные годы прогрессивно настроенные граждане пытались поставить вопрос о переименовании села Красногорского. Даже, помнится, проходил неофициальный опрос населения, но большинство граждан ответило – родились в Красногорском и умрем в нем. А жаль, какая туристическая привлекательность была бы у нашего села с прежним названием! Районные власти даже с некоторой гордостью говорили, что по числу церквей на душу населения мы на первом месте в Удмуртии! Так что сравните наши перспективы с Пушкиногорьем, куда пока не заросла народная тропа…

«Что в имени тебе моем?» - спросил когда-то великий поэт. Вот такие подробности можно узнать, если возьмешься изучать историю происхождения названий красногорских населенных пунктов…

А.Гончаров, краевед.

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Мокеров Сергей

"Такую традицию завели еще татаро-монголы..." ну здесь же не стоит , мне кажется , повторять это...если уж хочется в такую глубь нырнуть . назовите временами Золотой орды...

а так всё очень интересно...