Фаленки. 100 км от Глазова

Два года назад я побывал в Фаленском районе Кировской области, куда пригласил мой давний знакомый Н.И.Суднев, чтобы посетить родину своих предков – деревню Чепчаны. От нее, как оказалось, осталась только табличка рядом с полем, заросшим бурьяном. Ездили мы тогда через Уни и узнали много интересного в местном музее. Например, типичные фамилии тех мест, полностью совпадающие с нашими. То есть, вятское население занимало север Удмуртии, двигаясь вдоль Чепцы на юг и восток.

И вот новая поездка в вятские края.  Сразу скажу, что кировчане года два назад довели асфальт до Удмуртии, а нам еще года три на это потребуется, сейчас строители с нашей стороны проходят по самой сложной бугристой дороге в Ярском районе. У кировчан на границе уже стоит верстовой столб – до Москвы 1064 версты, до Фаленок – 23 с четвертью. До Удмуртии – пока прочерк. А вообще-то до Глазова от Фаленок ровно 100 километров.

Кто позвал нас в дорогу и прокатил на своей «Ниве»? Ижевчанин В.И.Лихачев (они с Судневым провели детство в Новом Карауле) в начале года опубликовал в газете «Победа» родословную своей семьи и предложил нам съездить в родную деревню Соболи того же района, но на этот раз мы ехали через Глазов и остановились у музея в Фаленках. Этот район тянется на 95 километров вдоль Ярского и Юкаменского районов Удмуртии. Образован сразу из трех районов, один из которых назывался Бельским – именно оттуда и переселялись в дореволюционные годы вятские крестьяне в Святогорскую волость.

Знакомясь в музее с материалами о районе, я обратил внимание на такие цифры: население в 1970 году – 23 тысячи человек, в 2017-м – 9200. В Фаленках, которое именуется городским поселением, всего лишь 4600 жителей: меньше, чем в Красногорском. Увы, Кировская область, видимо, самый яркий пример процесса исчезновения деревень, начавшегося еще при советской власти. В 1929 году в районе было 314 деревень, до революции – даже 500, сейчас – 46. И неслучайно в Фаленках регулярно бывает с лекциями писатель В.Ситников, почетный гражданин Кировской области, настоящий исследователь деревень Вятского края. Ему 89 лет, однако он по-прежнему живет проблемами села. Фотографии о его недавнем приезде – на стенах музея.

Главные предприятия в Фаленках – птицефабрика и железнодорожная станция, откуда возят вятские леса, скорее всего, в Китай. Мы проехали мимо погрузочной площадки со штабелями древесины, в основном кругляка, хотя был и штабель пиленых досок.

Еще одна достопримечательность района – селекционная станция имени академика Рудницкого, который когда-то вывел знакомый старшему поколению сорт картофеля «Фаленский». По Интернету я понял, что селекционная станция в кризисе, введено конкурсное управление, местные сорта клубней вятские хозяйства игнорируют, перешли на привозные. Однако жизнь продолжается, в прошлом году осенью состоялся большой праздник «Фаленская картошка» - с ярмаркой, забегами с ведрами картошки и даже метанием мешков с ее урожаем. Концерт с участием артистов из Яра и салют.

Фаленский район, как и наш, в сентябре отмечает свое 90-летие. Особой подготовки к юбилею мы не заметили. Но для себя  решили, что уровень благоустройства тут пониже, чем у нас: центральная улица зарастает кустарниками. И асфальт тут весь побитый, пыльно. Глава района – довольно молодая женщина Татьяна Бурова.

…Спрашиваем Анну Сергеевну, хранительницу фондов музея, как ее фамилия?

- Князева.

- А девичья?

- Лекомцева.

Вот вам наглядный пример распространения одинаковых фамилий в бывшей Вятской губернии. В Фаленках Лекомцевых больше, чем где-либо. Хотя в Балезино и Игре их тоже много. Происходит фамилия от названия реки Лекма на севере Слободского района – говорится в кировских книгах по краеведению. Однако в нынешнем Ярском районе была Лекминская волость и есть своя небольшая река Лекма, которая начинается возле нашей деревни Шахрово. По мнению васильевских краеведов, именно по реке Лекме и пришли туда первые жители. Реки тогда служили основными маршрутами передвижения первопроходцев.

Продолжаем в музее разглядывать книгу по истории района. Есть объяснение названий населенных пунктов – в основном по фамилиям и именам первых жителей, их прозвищам, особенностям этих мест. В первые годы советской власти многие смешные названия облагородили, да так, что нынешние жители и не помнят, как изначально назывались их деревни.

Изучаем телефонный справочник района. К огорчению Виктора Ивановича Лихачева в справочнике такой фамилии нет! Поразъехались Лихачевы кто куда. Отправляемся на его родину, деревню Соболи, которая прежде находилась возле села Ильинское (Верхнесунское). До нее 40 км от райцентра. Нас сразу предупреждают, что церковь давно не действует, в селе мало жителей. Но мы не отступаем. Полчаса тряской и пыльной дороги – и мы пересекаем по мосту реку с красивым названием Святица (в советские годы ее пытались переименовать в Светицу, что видно по придорожной табличке). Сразу у первого дома «Камаз» 18-го региона, хозяин из Глазова. Он тут охотой и прочими лесными делами занимается, местный колхоз более пяти лет уже не существует, в селе человек двадцать живут, все объекты соцкультбыта разваливаются, медпункта нет, ни одного школьника нет, действует только магазин.

По словам водителя «Камаза», ни деревни Соболи, ни дороги туда нет. Сам он туда летом ездил, колею после себя оставил. Даже на «Ниве» ехать не советует. Повздыхав, мы отправились к церкви Святого Духа на дальнем краю деревни.

Вот это храм, я вам скажу! Высокая колокольня и основной купол, оба с крестами, которые никто снять не решился. Здание с колоннами, стены колокольни как бы вогнутые внутрь. Красота! По возвращению я задал вопрос знатокам Фаленского района. Н.Целоусова ответила: церковь построена по проекту первого Вятского губернского архитектора Филимона Меркурьевича Рослякова. Архитектор умер в 1806 году, в год начала строительства, два придела храма были готовы в 1818 году, а полностью освятили храм только в 1848 году. По композиции - «восьмерик на четверике». К этой группе относятся также Покровская церковь в Сарапуле (1790 г.), Крестовоздвиженская церковь в селе Гольяны Завьяловского района (1798—1804 гг.), Троицкая церковь в селе Каракулино (1802—1814 гг.), Спасская церковь в селе Укан Ярского района (1804—1811 гг.) и т.д.

Краевед В.Сычев сообщил: «Архитектурный стиль, судя по времени постройки основного храма и по явным внешним признакам (треугольные фронтоны, колонны и т.п.) - классицизм. Сельские храмы в 19 веке, не только в Ильинском, строили частями. Колокольня, судя по отличительным особенностям, построена в другое время. Потом колокольню соединяли с главным храмом, поэтому и такой длительный период строительства».

Интересно, что по точно такому проекту выполнена и церковь в г.Слободском, которую в 2012 году собирался отремонтировать миллиардер Лебедев. Не знаю, получилось ли это у него, но сам миллиардер сейчас живет в Лондоне.

…Походив по храму, мы побеседовали с местным пенсионером из соседнего дома.

- Наша церковь сохранилась лучше всех по Кировской области, - с гордостью сказал он.

И добавил, что некоторые иконы, резьбу алтаря стащили приезжие «кладоискатели». Но самый проворный из них в итоге умер – не воруй из храма! Сейчас основная часть церкви закрыта, на Ильин день приезжал священник и провел службу. Жаль только, в селе  проживают от силы двадцать человек. Пока говорили, на улицу заехала машина с московскими номерами. Кто-то не забыл в столице родное село…

Далее наш путь лежал на местное кладбище, в сотне метров от храма. Фактически это густой лес. Изучаем фамилии на крестах: Кропачевы (возле села была деревня Кропачи), Лекомцевы и так далее. Виктор Иванович где-то в глубине леса пытается найти могилки Лихачевых. Бесполезно. Поклонившись «отеческим гробам», он везет нас домой. Только пересекли Святицу, вдоль дороги устремился молодой лось. Метров пятьсот бежал, пока мы его не пропустили на другую сторону от дороги. Глухомань!

Анатолий Гончаров.

Фото автора.

Забыл, как у вас снимок вставить.

 

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.