С Люцией Аполлосовной Волковой — доцентом кафедры отечественной истории Глазовского пединститута, я познакомился сначала заочно, прочитав ее книгу «О наших предках — хлеборобах», рекомендованную для изучения в школах по предмету «Краеведение». На примере мальчика Галяна из деревни Узякар в книге рассказывается о жизни и обычаях удмуртов в сравнительно недавнем прошлом.
Но Узякар — это старое название села Балезино. а Балян (Балянзин) — как гласят некоторые летописи, его легендарный основатель.
— Название деревни в книге взято достаточно условно, в ней показана обобщенная картина жизни хлеборобов — удмуртов, — сразу уточнила при нашей встрече Люция Аполлосовна.
Однако и Узякар, и Балян фигурируют в книге не случайно. Л. А. Волкова родилась в Балезинском районе, хорошо знает его историю и людей. Достаточно сказать, что онаучилась поочередно в четырех школах — Коротаевской, Куреговской, Киринской и Карсовайской. Затем поступление в Удмуртский государственный университет, аспирантура в МГУ, защита диссертации о земледельческой культуре удмуртов, ставшей основой для упомянутой выше книги. Сейчас она — главный специалист по зтнографии в пединституте.
С Люцией Аполлосовной я решил побеседовать об истории ее «малой родины» — карсовайской стороны. Как возникли и развивались населенные пункты на Чепце — известно достаточно хорошо. Именно по Чепце началось расселение людей на севере Удмуртии. Сначала это место обжили удмурты, потом тут появились русские. Первоначально, конечно, занимались наиболее удобные для земледелия места вдоль реки, где была плодородная почва, потом люди пошли на правый берег Чепцы, в глухие леса, отвоевывали у них клочки земли под пашню. До сих пор это более бедный и менее благополучный край — север Балезинского, Глазовского, Ярского районов, целиком Кезский – верховья Камы, Чепцы, Вятки. Что привело сюда народ? И откуда пришли русские? Эти вопросы я задаю своей собеседнице.
— Действительно, заселялись сначала берега рек, а когда людей стало больше, то активнее стали осваиваться и междуречья. Так и заселялась карсовайская сторона (север Удмуртии), где нет крупных рек. Новые места вынуждала искать и подсечно-огневая система земледелия. Участки земли выжигали от растительности. Однако лет через восемь почва истощалась, требовалось снова где-то искать свежий участок земли. Известный историк и краевед И. Н. Блинов, служивший священником Карсовайской церкви, говорит о некоем Егоре Ивановиче, по прозвищу Хохлатом, за свою жизнь основавшем восемь починков, последним из которых была деревня Егорята, ныне не существующая, — делится своими сведениями Л. А. Волкова.
Для тех, кто не знает, что такое починок, скажем — это своеобразный хуторок на одну-две и чуть более семей, отвоевавших у леса участок земли. Большое количествонаселения земля возле починка просто не прокормила бы. Через 5-10 километров леса — новый починок. И так по всему Вятскому краю. Эту особенность наших мест описал вкниге «История моего современника» В. Г Короленко, часть ссылки пробывший в Березовском починке Афанасьевской волости. Владимир Галактионович, изучив материалы этнографов, повторил в этом романе их версию появления здесь русских людей — судя по говору, особенностям речи, они были потомками новгородцев.
— Я ориентируюсь в этом вопросе на работу Н. Н. Блинова «Инородцы северо-западной части Глазовского уезда», — говорит Люция Аполлосовна. — Действительно, первыми русскими на Чепце стали новгородские ушкуйники в ХIII-ХIV веках. Но эти люди, по роду занятий первопроходцы, охотники, купцы, разбойники, не были земледельцами и не старались долго жить на одном месте. Вторая волна русских пришла сюда в XVII веке. Часть из них поднялась по Вятке и Чепце, но переселенцы-старообрядцы, например,появились с северо-востока, то есть с нынешней Пермской области и республики Коми. Они тут оказались в результате церковного раскола, стремясь уйти как можно дальше отцарских властей. Очевидно, сначала поднялись по Каме на Урал, а потом выбрали наиболее глухие места, в том числе зону на границе нынешних Пермской, Кировской областей и Удмуртии. В Афанасьеве, Сизе, Зюздино, Сергино, Понино поселились так называемые зюздинские пермяки. В Понино, например, слово «пермяк» означает старообрядца. Экспедиция профессора МГУ И. В. Поздеевой показала, что многиестарообрядцы являются обрусевшими коми-пермяками и, разумеется, русскими.
—А Вы знаете, что русские здесь делятся на два типа? — удивила меня Люция Аполлосовна и рассказала о выводах известного советского этнографа, нашего земляка Л. К. Зеленина. В книге «Восточно-славянская этнография» он развивает теорию, что на территории Волжско-Камского междуречья существует несколько групп русских, в томчисле две крупные, вятская и камская. Во вторую Зеленин включал жителей Сарапульского, Елабужского уездов и нынешней Пермской области. Они ходили в сапогах и свысока смотрели на вятичей-лапотников, к тому же смешавшихся с финно-угорским населением и антропологически отличавшимся от более «чистых» русских пермяков.
— Даже сейчас, бывая на севере Балезинского, Глазовского районов, невольно обращаешь внимание на плохие дороги, небольшие, плохо обустроенные деревушки и сочувствуешь их жителям; ко всем минусам соцкультбыта тут еще и более короткое лето, рано начинаются заморозки, уже в августе в огородах все может замерзнуть. Что здесь держало в старые времена кулигинцев, понинцев, карсовайцев? — высказываю я свои наблюдения.
Как я уже сказала, — продолжает Люция Аполлосовна, — на севере преобладали небольшие деревни, малодворные починки. Самыми крупными населенными пунктами в Карсовайском приходе были в конце XIX века Коротай (56—59 дворов), Самки (24 двора, Верх-Люкино (15—30). А Карсовай, будущий районный центр, возник из починков Киршата. Никишата, Афонята и других. Он начал расти только в 40-е годы XIX века,когда здесь открылась церковь. По данным Блинова, у средней карсовайской семьи имелось две лошади, три коровы.
- Но почему думаете, что людям тогда плохо жилось? — спрашивает Люция Аполлосовна. — Не будем судить по нынешним меркам. У северян сложилась своеобразная культура, система быта. Возможно, им было достаточно иметь самовар и корчаги, томленку и брагу, чтобы чувствовать себя счастливыми! Требования к жизни здесь были иными, чем сейчас, — убеждает она, и я с ней соглашаюсь. Если все жили так — о чем горевать было дореволюционному карсовайцу? Эта система жизненных ценностей долго сохранялась у северян и в наше время. Привыкли жить так, а не иначе — и никому не завидовали.
Поскольку этнограф И. И. Блинов служил священником, то невольно возник вопрос о роли церкви в освоении Вятского края.
— Безусловно, религия служила развитию культуры, — считает Люция Аполлосовна. — Практически возле каждой церкви действовала церковно-приходская школа, где учителем был, как правило, священник.
В связи с малонаселенностью карсовайской стороны Балезинского района и церквей тут было мало, всего три. В самом Карсовае приход открыли в 1841 году, а через три года построили деревянную церковь с одним престолом. Называлась она Сретенской. Вторую деревянную церковь построили в 1874 году, а в 1934-м ее закрыли и переделали под кинотеатр. Стоял храм на месте нынешнего Дома культуры.
В селе Кирино деревянная церковь Иоанна Богослова просуществовала с 1908 по 1936 год. В селе Люк, называвшемся прежде Волково и Дядьпи, деревянная Богородицкая церковь действовала с 1847 по 1861 годы. Затем тут построили каменный Богоявленский храм, закрытый только в 1935 году.
Для сравнения скажем, что в селе Балезино церковь построили почти на сто лет раньше, чем в Карсовае, в 1751 году. Это был один из самых ранних храмов на территории Удмуртии. Вместо Петропавловской церкви в 1820 году построили каменную Покровскую. Более раннее появление тут храма не удивительно — ведь здесь проходил Сибирский тракт, и жизнь шла другими темпами, чем в глухих карсовайских лесах, а люди жили более богатые, способные пожертвовать на строительство церкви немалые суммы.
Все эти данные взяты из книги «Православные храмы Удмуртии», написанной по данным Центрального государственного архива Удмуртской Республики. Однако сведения о существовании церкви на станции Балезино, о чем говорили краеведы, в книге отсутствуют. Лишь через несколько лет нашли рисунок этой церкви. Кстати, в ней в советское время находился райком партии.
Вот такова она, история северного правобережья Чепцы и истоков Камы. История довольно слабоизученная. Даже сейчас мы мало чего можем добавить к тем выводам, которые сделал в прошлом веке Н. Н. Блинов. Исчезли административные центры: Кулигинский, Карсовайский, Понинский районы — и нет желающих создать летопись жизни в этих краях. А жаль: ведь каждый уголок нашей страны по-своему интересен и кому-то дорог как родина…
Р.S.
После беседы с Л. А. Волковой я начал искать дополнительную литературу по этому вопросу. В одной из книг нашел исторический очерк ижевских археологов, в прошлом выпускников Карсовайской школы, Л. Макарова и А. Иванова об истории Карсовайского края — севера Удмуртии. По их данным эта местность с XVIII века заселялась выходцами с Зюздинской волости (ныне Афанасьевский и Верхнекамский районы Кировской и Пермской областей) — русскими и коми-пермяками. Как свидетельствуют переписи, именно там сначала жили люди с фамилиями Макаровы, Власовы, Некрасовы. Затем они переместились на север Удмуртии. Удмурты сюда пришли 200 лет назад, по численности их было вдвое меньше, чем пермяков.
Интересно, что пермяки — люди из народности коми — в этих краях стремительно (лет за пятьдесят) обрусели, приняли язык, одежду русских, соединялись с ними в браках, удмурты же стояли немного в стороне от этого этнического смешения, принимая только русский язык. Русские при этом утрачивали славянские черты, в Карсовайском крае возник какой-то средний тип: ни русские, ни пермяки — сообщали ученые того времени. Л.Макаров в своей докторской диссертации позднее назвал их славяно-финно-пермяками.
В том же очерке я нашел данные о церкви в селе Сергино (Гордино); деревянная, построена в 1861 году. Прихожане; 275 русских, 22 крещенных удмурта, 2778 крещенных пермяков, 2158 старообрядцев. В приходе 56 селений. Вот, оказывается, каким был состав населения в сергинской стороне в конце XIX века. Более пяти тысяч жителей – сейчас их гораздо меньше.
Чем тогда занимались люди, с каких доходов жили? В Карсовае, кстати, в каждом дворе числились грамотные люди. На девять дворов здесь числилось 33 коровы, 33 овцы, 31 лошадь, 31 бычок и теленок, причем коровы и лошади были во всех хозяйствах, 8 семи — по две и более. То есть бедных людей в Карсовае не было, чуть ниже уровень жизни в ближайших деревнях.
Основным занятием было хлебопашество. Но жители всех дворов занимались и промыслами: 20 — местными (в том числе 9 подрабатывали ямщиками), 10 — отхожими (пятеро подрабатывали извозом в Перми). То же самое можно сказать и о жителях деревни Киршата, где пять хозяйств выращивали хмель на 275 жердях. Карсовайцы брали кредиты деньгами, хлебом, нанимали работников. Вот и говори, что перед революцией наша деревня плохо жила — еще как жила!
В годы советской власти в карсовайской стороне начало стремительно уменьшаться количество населенных пунктов. В 1929 году в Карсовайской районе по данным статьи Макарова и Иванова, было 15 сельсоветов, 376 (!) населенных пунктов (включая нынешний Кезский и другие районы). После начала коллективизации исчезло 58 поселений, починков, откуда люди просто сбежали. В 1935 году в районе осталось 11 сельсоветов (три передали Кулигинскому району), 190 поселений, в том числе 79 починков, 9 хуторов. К 1955 году осталось пять сельсоветов, 93 населенных пунктов, тогда же добавлен Сергинский сельсовет Кировской области, 1980 год — 80 сел и деревень, 1989 — 70. Полностью исчезло большое село Север с церковью, вокруг которого в 1929 году было 27 населенных пунктов. Сейчас эти данные еще печальнее.
А. ГОНЧАРОВ.
2000 год, обновление 2009 г. Опубликовано в газете "Калина красная" (Глазов), 2000 год.
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.